Современное понимание экологического образования детей дошкольного возраста

12 Июл 2014, Автор: admin

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Комплекс взаимосвязанных задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка включает в себя:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Особый интерес вызывает проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», подготовленный группой ученых, специалистов, практических работников. Данный проект обсуждался на различных конференциях, совещаниях, парламентских слушаниях в Государственной думе. Авторы проекта справедливо замечают, что «экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Однако зачастую им не хватает материальной поддержки и официальных документов, подтверждающих значение этого направления».

Современные исследования, направленные на оптимизацию экологического образования, поиск эффективных путей формирования экологической культуры у детей отмечают как достижения в этой области, так и причины, сдерживающие его развитие, обращают внимание на его несоответствие требованиям современного общества.

И.Д. Зверев указывает на ряд обстоятельств, сдерживающих экологическое образование:

1) укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения; разрушение позитивных народных традиций рационального природопользования;

2) бедственное и кризисное состояние экономики и социоприродной среды;

3) низкая экологическая грамотность педагогических кадров; неполнота и узость экологической проблематики в содержании образования;

4) недостаточное материально-техническое и учебнометодическое обеспечение; неотлаженность механизмов внедрения научно-педагогических разработок в практику.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 97-107.