Компоненты экологического образования дошкольников
23 Июл 2014, Автор: adminПроблема содержания экологического образования дошкольников сегодня волнует ученых, педагогов, методистов, практиков.
Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в нем, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Современные подходы к содержанию экологического образования дошкольников должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы.
Поскольку экологическое образование можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то его содержание сегодня находится на стадии становления, пересмотра объекта изучения, определения методологических подходов. Как разобраться в этом обилии новых подходов и идей? Уместно воспользоваться концептуальными положениями исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, в основе которых лежит взаимосвязь четырех основных компонентов: научно-познавательного, ценностного, нормативного и практически-деятельностного.
Научно-познавательный компонент. Развивающий интерес дошкольников к проблемам окружающей природы может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связей между ними. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознанию природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды (Э.В. Гирусов).
Ценностный компонент содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в дошкольном образовании нередко преобладала утилитарно-практическая позиция, обеднявшая отношение детей к окружающему, осложнявшая развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания.
Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности.
Для сохранения жизни на планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая социоприродная среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей, таких как:
— самоценность природы;
— жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
— человек как компонент сложной системы;
— ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
Нормативный компонент содержания образования направлен на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и органично включает ответственность человека за состояние окружающей социоприродной среды. Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.
Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих воспитателей показывает, что несмотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях и малой вовлеченности дошкольников в природоохранную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей социоприродной среды значительно шире.
Это хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, уход за обитателями уголка природы, выращивание комнатных растений, практическая деятельность в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, рыхление, полив и др.). Детей дошкольного возраста надо научить, что и как делать. Например: как правильно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы и ягоды, лекарственные растения, объяснить правила личной гигиены при уходе за обитателями уголка природы, кошками и собаками.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.