Содержание экологического образования дошкольников. С.Н. Николаева

25 Июл 2014, Автор: admin

Анализ современного состояния экологического образования в дошкольных учреждениях позволил выявить, что бурное развитие экологического образования дошкольников и превращение его в модное направление привело к размыванию содержания самого понятия «экология», которое применяется зачастую без необходимости. Как и в целом в системе непрерывного экологического образования, экология должна рассматриваться, прежде всего, как наука о живых организмах и их связях друг с другом и с окружающей средой. Существуют различные взгляды на количество и содержание отдельных ветвей современной экологии. Так, И.Д. Зверев выделяет биоценотический, социальный и экосистемный уровни реального мира как объекты изучения, которое охватывает следующие основные разделы комплексной экологии: глобальная, экология биосистем; экология человека; социальная и прикладная экология. Н.Ф. Винокурова в качестве структурных компонентов содержания называет биоэкологию, геоэкологию, глобальную экологию, экологию человека, социальную экологию, природопользование. В учебнике «Экология» В.А. Криксунов, В.В. Пасечкин, А.П. Сидорин называют около тридцати соответствующих направлений. Н.М. Черновой выделены три крупных направления: экология (классическая экология), социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология (охрана природы).

С.Н. Николаева, учитывая специфику дошкольного возраста детей, считает биоэкологию основой экологического образования.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология). Самым подходящим, по мнению исследователя, является раздел аутэкологии – дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Главными понятиями аутэкологии являются: понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания.

С.Н. Николаева полагает, что с дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое мышление. Поэтому использовать какие-то понятия из демэкологии в работе с детьми не представляется возможным.

Главное понятие синэкологии – экосистема. Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы(трухлявый пень); мезоэкосистемы(лес, пруд, луг); макроэкосистемы(океан, континент).

Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию дошкольников можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Воспитатель может показать связь двух, трех, четырех звеньев в экосистеме.

Таким образом, по мнению С.Н. Николаевой, названные понятия биоэкологии, адаптированные к уровню познавательных возможностей дошкольников, должны составлять содержательную основу экологического образования.