Принцип системности в экологическом образовании дошкольников

15 Июл 2014, Автор: admin

Принцип системности. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях элементы экологических знаний даются от случая к случаю, они не связаны между собой. Однако, по мнению Н.Н. Поддьякова, «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, а определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и их форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний… Материал, упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный».

В связи с этим остро стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или знание вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро. Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.

В современной дидактике детского сада системность действует в двух направлениях, определяя характер знаний. Первое направление – систематизация знаний – была введено еще Е.И. Тихеевой.

Систематизация представляет собой объединение, группировку предметов или явлений по какому-нибудь характерному или существенному признаку (цвет, размер, временной и пространственный признаки, образ жизни и т.д.).

Второе направление – построение собственно системных знаний. Системы знаний могут быть различны по своей структуре. Исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют, что наиболее эффективное влияние на развитие детей оказывают системы, построенные по иерархическому принципу. Они характеризуются наличием центрального, исходного понятия, из которого выводятся остальные. Иначе говоря, имеется определенная субординация, соподчинение понятий.

В качестве центрального звена систематизации дошкольных знаний были выделены такого рода связи, которые оказались доступными познанию дошкольников в процессе предметно-чувственной деятельности. Так, в исследовании С.Н. Николаевой, проведенном совместно с К.Э. Фабри (1972), была разработана система дошкольных знаний о защитных приспособлениях животных к среде обитания. У детей старшего дошкольного возраста формировали представления о защите как «ответном нападении», «бегстве», «прятании», «маскировке», «запугивании и предупреждении», «использовании кожного покрова».

В исследовании И.С. Фрейдкина (1972) при ознакомлении дошкольников с простыми физическими явлениями в качестве центрального звена, положенного в основу систематизации физических знаний, было взято представление об основных свойствах движения предметов в пространстве.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принцип систематизации знаний обеспечивает реализацию принципа научности, т.к. в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени – о неживой природе.

Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система, лес, пруд – экосистема).