Экологическое образование дошкольников. Программа «Мы»
28 Июл 2014, Автор: adminВ основу программы «Мы» положены знания о живом организме (растения и животные как живые; приспособление растений и животных к средам обитания; человек как живое существо; рост, развитие и размножение животных и растений). Ядром содержания являются знания о человеке и его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умение его осуществлять.
Знания о природе представлены в программе в определенной системе, построенной по принципу развертывания знаний. Разделы программы взаимосвязаны и иерархически выстроены. В последнюю редакцию программы вошло три раздела: «Живые… Какие мы?»; «Как животные приспосабливаются к среде»; «Мы нужны друг другу на Земле».
В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для общего представления дошкольников о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. В связи с этим важно начинать освоение программы именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.
В программе поставлены следующие задачи:
1) развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2) формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3) накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Успех реализации программы, по мнению авторов, обеспечивается несколькими обязательными условиями:
– готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
– личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
– постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
– построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
– активным участием родителей в воспитательном процессе;
– установлением педагогом связей со школой, общественными организациями дополнительного образования.
По мнению авторов, программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения ДОУ, географических условий местности, края. Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Воспитатель свободен в выборе природных объектов, определении конкретных направлений работы с детьми. Так, при реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.п.
В программе представлены следующие виды деятельности детей: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе, игра, различные виды изобразительной деятельности.
Уровень экологической воспитанности представлен в виде описаний ряда характеристик ребенка и отражается, прежде всего, в его отношении к природе.
.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.