Функции знаний в формировании социально-экологического опыта дошкольников

24 Июл 2014, Автор: admin

Представления ребенка о мире природы формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом социально-экологическом опыте дошкольников.

Первой такой функцией является информативная функция: знания несут в себе информацию о разных сторонах окружающей действительности. Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. «Детская мысль в этот период, – пишет Д.Б. Эльконин, – направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. Именно на основе такой дифференциации возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что названо мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи».

В субъективном смысле, т.е. для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого – нет. Например, для ребенка двух лет знание о том, что животное, которое он видит в доме, называется собакой, информативно. Для пятилетнего дошкольника эти знания уже не несут в себе новую информацию.

Для каждого человека существует низший и высший пороги информативности знаний. Низший порог – это предел, за которым ребенку о предмете или явлении природы «все известно», это своего рода фундамент, на котором начинает выстраиваться новое знание. Высший порог – это планка, за которой процесс познания труден, поскольку знания сложны для ребенка данного возраста. Мешает пониманию низкий уровень развития психических процессов или недостаточность багажа ранее приобретенных знаний. Например, воспитатель рассказывает детям о погоде: «Одной из причин образования погоды, является воздух. Он окружает нашу планету сравнительно тонким слоем. Вся воздушная оболочка Земли называется атмосферой, но при этом она делится на несколько различных по толщине ярусов…». В данной информации специалист, знающий особенности детского развития, может выделить знания, выходящие за «верхнюю планку», за верхний порог информативности. Тогда мы говорим, что эти знания недоступны детям определенного возраста.

Знать о порогах информативности необходимо и ученому, занимающемуся проблемой отбора и разработкой программы экологического образования дошкольников, и воспитателю-практику, ежедневно передающему детям информацию.

Информация об объектах и явлениях природы, поступках людей по отношению к живому, как правило, вызывает у ребенка какое-то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу. Малыш переживает события, радуется им или огорчается, дает им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Переживание информации, а не только ее усвоение делает знания значимыми для ребенка, благодаря чему они вносят вклад в становление его морального облика, в формирующуюся картину мира. Для детей дошкольного возраста характерно явление «опережающего отношения», когда знания еще неточны, а отношение к явлению, факту уже складываются. Вероятно, оно является следствием подражания взрослым в их оценках и мнениях. Как начальный этап формирования у детей отношения к миру природы такая «заражаемость» чувствами взрослого вполне оправдана и важна. Но для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, которые получает дошкольник, знания об объектах и явлениях природы, о взаимоотношениях человека и природы обязательно должны быть эмоциогенными порождающими эмоции. Иначе говоря, они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний – влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к природе.

Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах повторить рассказ, экологическую сказку, в повторном экспериментировании. Малыш как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитания гуманных чувств, их развития. Однако здесь, как и в информативности, есть свои границы, которые определяют, насколько дошкольник может осознавать и переживать воспринимаемое. Однако доступные знания должны не только нести информацию, но и быть окрашены чувствами и вызывать чувства. Этого требуют особенности психического развития дошкольного возраста.

Педагогическая задача заключается и в том, чтобы знания, приобретенные детьми, не лежали мертвым грузом, а активно служили им в разработке взглядов, реализовывались в их поведении, деятельности. Значит, уже в содержании знаний должна быть заложена побудительная сила к совершению поступка, действия.

Необходимо, чтобы знания были «действительно значимыми» (Н.Ф. Добрынин) для ребенка, служили своего рода регулятором его поведения и деятельности. Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность. Регуляторная функция таких знаний проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой, трудовой деятельности.

Это положение доказано в ряде исследований (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Компанцева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева и др.) и подтверждено практикой.

Исследования Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой, В.Г. Фокиной показали, что детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им осознать необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дает гораздо больший эффект.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.