Экологическое образование дошкольников. Программа «Я — Человек»

06 Авг 2014, Автор: admin

ya - chelovekПрограмма приобщения ребенка к социальному опыту «Я – Человек» С.А. Козловой ставит цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям.

Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить и даже пополнить их знания из области анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии.

Важной особенностью программы является ее направленность на формирование у ребенка мировоззрения – собственного видения мира, «картины мира».

По мнению автора, в традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая».

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях: 1) интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единстве, они взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности; 2) творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре; 3) стержневым понятием программы являются знания о человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания; 4) программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом.

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Автор рекомендует еженедельно проводить следующие виды занятий: познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты, музыка, изобразительная и конструктивная деятельность.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.