Экологическое образование дошкольников. Программа «Мир вокруг нас»

02 Авг 2014, Автор: admin

mir vokrug nasПрограмма Т.В. Поповой «Мир вокруг нас» определена как программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей. Разработана в соответствии с основными положениями Закона об образовании. Ее теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш. Амонашвили, Л. Венгер, Л. Выготский, Н. Рерих, Б. Юсов).

Программа строится на гуманистических принципах: совершенствуется процесс воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; устраняется фрагментарность в ознакомлении с окружающим миром, с основами наук и искусств за счет целостного системного подхода. Предлагается полихудожественная форма воспитания, модернизируется технология проведения занятий с детьми (вводится интегрированный вариант). В целом программа закладывает базу для формирования мировоззрения на основе целостной научно-художественной картины мира, позволяет раскрыть творческие возможности и наклонности детей, их способность к эстетическому мировосприятию.

Задачи программы: 1) совершенствование эмоциональной сферы личности, культуры восприятия; 2) пробуждение познавательной деятельности, образного, творческого мышления; 3) формирование эмоционально-волевой сферы личности, культуры общения и поведения; 4) воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

Основополагающие принципы программы: 1) принцип гармонии и красоты (они являются структурирующей силой мира, деятельности человека; проявляются в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии); 2) принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребенку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идет о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; 3) принцип интеграции (интеграция идет на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); 4) принцип целостности приобщения ребенка к таким формам познания мира, как наука и искусство. (В познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности); 5) принцип постепенности погружения в проблему (нравственно-философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).

Программа состоит из трех комплексов, составленных по возрастному признаку. Первый комплекс «Мир вокруг нас» рассчитан на работу с детьми 6-8 лет, второй – «Красота окружающего нас мира» – на детей 8-9 лет, третий – «Земля – планета людей» – предназначен для работы с детьми 9-10 лет.

Все три комплекса связаны единой идеей, целью, задачами.

Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Первый блок – нравственно-философские беседы, мифы, легенды, сказки, игры. Он несет основную нагрузку в развитии познавательной сферы. Его задача – пробудить познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности.

Второй блок – разные виды искусства: изобразительное, музыкальное, хореография, театр. Его задача – развитие эмоциональной сферы, умения сопереживать, выражать свое состояние, отношение к миру через искусство, в творческой деятельности.

В третий блок входит курс «Уроки вежливости» и курс занятий на базе культурных учреждений города. Цель – формирование культуры общения и поведения, приобщение к подлинным культурным ценностям в музеях, библиотеке.

Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Мы – земляне» Н. Вересова является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Экологическое воспитание в свете данного подхода понимается как процесс целостного приобщения растущей личности к Культуре – не столько к материальной, сколько к ценностно-смысловой, духовно-нравственной. Мир Культуры отличается от мира природы тем, что содержит в себе систему выработанных человечеством и закрепленных в особых символических формах отношений. Любовь к природе, отношение к ней как к ценности есть проявление культуры. Задача педагога заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослых, постепенно становились его собственными, «врастали» в структуру его личности, в систему его личностных смыслов. Для этого необходимы, по мнению автора, специальные психологические условия и средства, особая педагогическая технология. Это требует также и определенным образом организованного учебного содержания. Поэтому программа является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический.

Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Автор считает, что в основе сознания лежит ценностное отношение личностных смыслов. Экос – дом, логос – наука, смысл. Отношение к дому, как к безусловной ценности, и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него – именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Задачи программы: 1) обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых – позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома – Земли; 2) творческое самовыражение ребенка и педагога. Культура накопила не только систему ценностей – смыслов, но и средства их выражения. На занятиях ребенок и взрослый открывают и поэтапно осваивают эти средства (через игру, сказки, живопись, фольклор) и начинают их использовать, создавая маленькие шедевры (загадки, стихи, рисунки и т.д.); 3) развитие способностей ребенка. Эта задача решается через использование в программе идей формирования понятий на основе содержательных обобщений (В.В. Давыдов); 4) обогащение детей знаниями из разных областей науки, техники, литературы и искусства.

Программа имеет ряд особенностей:

– игровой характер. Занятия проводятся не в форме игры, но являются спонтанной и свободной игрой для ребенка и воспитателя. Игра создается совместно, не всегда по заранее намеченному плану или сценарию. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль педагога;

– открытость. Дети и педагоги не могут не изменять ее содержания в соответствии с частными уровнями. Невозможно любить и беречь абстракции;

– вариативность. Предлагаемые конспекты занятий есть варианты «отработанные», проверенные и доказавшие свою эффективность. Но это сценарий, а какова будет пьеса – зависит от педагога и детей.

И все же, считает автор, чтобы занятие осталось целостным, должна быть сохранена инвариантная основа программы. В ней содержатся два компонента: а) содержательный – основные экологические понятия и смысловые позиции, раскрываемые на данном занятии. В системе этих понятий заключается внутренняя логика самой программы, нарушение которой снижает ее потенциал; б) технологический инвариант состоит в построении программы на основе психологических закономерностей развития, становления сознания.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.