Экологическое образование дошкольников в комплексных программах. Программа «Истоки»
11 Авг 2014, Автор: adminРаздел «Природа и ребенок» программы «Истоки» разработан коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и себе самому как ее части. Программа уделяет специальное внимание экологическому образованию дошкольников: воспитанию у ребенка стремления к гармонии с собственной природой и той, которая его окружает.
Ключевыми моментами этого раздела воспитания являются: формирование у ребенка потребности и практики здорового образа жизни в природе и среди людей; поддержка и развитие у него положительной мотивации деятельности в природе и соответствующих практических умений; формирование и удовлетворение познавательного интереса к различным природным объектам и явлениям.
Интеллектуальной основой развития адекватного отношения ребенка к природе является установление доступных причинно-следственных связей и зависимостей в объектах и явлениях живой и неживой природы, формирование представлений о человеке, его воздействиях на природу и их результаты.
Мотивы практической деятельности ребенка в природе основываются на познавательном интересе к ней, понимании особого значения природы в жизни человека, эстетических переживаниях, любви и сочувствии к живому. Такие мотивы могут сформироваться только в деятельности ребенка, развертывающейся в различных природных средах. Программа определяет те природные среды и объекты, в которых наиболее успешно протекает познавательная и практическая деятельность ребенка (от ближайших к более отдаленным).
В природе для ребенка открывается возможность таких видов деятельности, как наблюдение, экспериментирование, художественное отображение, проектирование, труд по уходу за животными и растениями, игра с животными.
По мнению авторов программы, воспитание дошкольников должно соответствовать реальным возможностям каждого возраста: детей не следует перегружать излишне детализированными знаниями и обязанностями. Основное здесь – мотивационная сфера личности ребенка, интерес и любовь к природе – источнику жизни человека.
Познание природы, деятельность в ней, способность к эстетическому переживанию, связанному с ее красотой и величием, составляют базис экологического воспитания дошкольника, источник его культурного поведения в природе и бережного к ней отношения.
Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: 1) характеристика возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности; 2) задачи экологического развития; 3) показатели развития; 4) базисные характеристики личности. К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы». Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».
Программа содержит также факультатив «Живой мир природы в городе и ребенок», задачами которого являются: ознакомление детей с многообразием живого мира; формирование общего представления о насекомых, их развитии; формирование умения различать разные виды насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т.д.), а также насекомых каждого вида; развитие представлений о естественных причинах природных явлений и их связях; формирование бережного и ответственного отношения ко всему живому.
.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.