Экологическое образование дошкольников в комплексных программах. Программа «Детство»

07 Авг 2014, Автор: admin

Программа ДетствоРаздел «Ребенок открывает для себя мир природы» программы «Детство» написан Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцовой. В основе раздела лежат следующие естественно-научные идеи: 1) идея единства человека и природы; 2) идея единства живого и неживого в природе; 3) идея разумности и гуманности человека, сообщества людей; 4) идея системного строения природы.

Цель программы – обогатить ребенка впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить его всматриваться, любоваться и восхищаться, понимать то, что его окружает, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе как частице Земли.

Задачи программы: 1) сообщить детям достоверные знания о природных явлениях и их закономерностях, постепенно вводя их в мир фактов, а затем все более сложных причин природных явлений; 2) помочь ребенку осознать себя частью природы и с помощью взрослых найти свое место в мире; 3) формировать у дошкольников умения познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ и на этой основе воспитывать активное заботливое отношение у них ко всему живому, что их окружает. Реализация программы в ДОУ и семье позволяет обеспечить интеграцию в решении многих задач, стоящих перед воспитателем в дошкольном детстве. В единстве с природой успешно развиваются речь детей, математические представления. Впечатления о природе отражаются детьми в рисунках, аппликациях, творческих рассказах и стихах, сочиненных детьми загадках и несложных песенках. Пребывание на садовом участке, на лугу, в лесу сохраняет здоровье и способствует его укреплению.

Особенностью программы экологического образования дошкольников является ее системность. Экологическое воспитание осуществляется на основе системы знаний о целостности и системных свойствах живых организмов; о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания, ее сезонным изменениям; о росте, развитии и размножении живого в условиях определенной среды; о существовании живого в условиях экосистем.

Во второй младшей группе содержание раскрывается в двух блоках: предметы (объекты) неживой природы; явления живой природы (растения, животные).

В средней группе программа включает четыре блока: представления о многообразии растений и животных; представления о приспособлении живых организмов к среде обитания; представления о росте, развитии и размножении живых организмов; представления о жизни живых организмов в условиях экологических систем.

Обозначение в программе уровней знаний ориентирует педагога на итог его работы и вместе с тем позволяет корректировать методику работы с детьми. Выделенные уровни знаний делают программу, по мнению авторов, более конкретной, целенаправленной, определяющей меру сложности содержания с учетом познавательных возможностей детей и показывающей динамику педагогического процесса экологического воспитания.

Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействии с живыми существами, о чем свидетельствует ее название. Для этого в содержании наряду с представлениями о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны, освоение детьми экологических знаний, а с другой – их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе.

В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы – Библиотека программы «Детство». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловой) в кратком изложении представлены задачи и содержание работы по экологическому образованию дошкольников. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.