Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

05 Май 2013, Автор: admin

Формирование личности дошкольника средствами физической культурыВ статье представлен опыт инновационной деятельности в контексте комплексного формирования личности дошкольников, проживающих в условиях крайнего Севера, средствами физической культуры (опыт разработан и апробирован до внедрения ФГТ, однако и на сегодняшний день представляет интерес и является крайне актуальным).

Анализ состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях не дает оснований для оптимизма. Уровень заболеваемости варьируются в зависимости от климатогеографических условий Российской Федерации (Н.А. Агаджанян, И.И. Бахрах, ТА. Банникова, А.В. Мазурин, К.И. Григорьев, В.Л. Хрущев). Однако усилилось внимание ученых и практиков к проблеме здоровья дошкольников, появились многочисленные научные работы по этой тематике (Ю.К. Чернышенко,1999; Т.А.Банникова, 2004; Т.В. Панская, 2005; Г.Н. Лиджиева, А.В. Бултукова, 2006).

Долгое время система физического воспитания была направлена преимущественно на двигательное развитие ребенка, его физическую подготовленность, что диктовало необходимость разработки культурологического аспекта физического воспитания (А.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1992; Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко, 2005). В связи с этим, физическое воспитание человека должно рассматриваться как педагогический процесс, направленный на всестороннее развитие личности (что достаточно ярко представлено в функционирующих ныне ФГТ), что определяет педагогические возможности формирования личности дошкольника средствами физической культуры.

С 2002 года детский сад «Загадка» работал как городская экспериментальная площадка по теме «Научно-технологическое обоснование концепции физического воспитания дошкольников в климатогеографических условиях Крайнего Севера», научное руководство которой осуществляет группа учёных кафедры дошкольного образования Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В мае 2006 года детскому саду присвоен статус окружной экспериментальной площадки по теме «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера».

Материальная база учреждения позволяет решать физкультурно-оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В рамках данного проекта специалистами детского сада разработаны следующие методики и технологии:

— технология подготовки детей к обучению в начальной школе средствами физического воспитания, которая обеспечивает возможность повышения уровня готовности детей к школе, основываясь на принципах здоровьесберегающей педагогики: с целью формирования знаний в области физической культуры разработана методика освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

— методика профилактики метеотропных реакций и повышения общей неспецифической резистентности организма, позволяющая средствами физического воспитания профилактировать отрицательное воздействие климато-погодных факторов на формирующийся организм дошкольников, определены критические величины температурного режима для прогулок дошкольников в наших климатических условиях. В планировании учтены: тип, величина, интенсивность и объём нагрузки, периодичность занятий (3 раза в неделю), половозрастные особенности дошкольников и сезонная периодизация региона;

— для оптимизации процесса развития эмоционально-волевой сферы детей разработана технология развития эмоционально-волевых свойств личности детей средствами подвижных игр;

— для оптимизации процесса формирования межличностных отношений дошкольников разработана технология гармонизации межличностных отношений в детском коллективе средствами музыкально-коммуникативных игр;

—  при построении всего образовательного процесса в детском саду приоритетными считаются проблемно-ситуативные методы, которые преднамеренно создают педагоги;

—  внедрен комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения и др.

Наши инновации прошли экспериментальную оценку эффективности, в результате чего уменьшилось количество часто болеющих детей, выявлена положительная динамика физической подготовленности, качественное улучшение сформированности основных движений, снижение частоты метеотропных реакций на неблагоприятные погодные факторы, увеличилось количество семей, сознательно выполняющих правила здорового образа жизни, повышение качества подготовки педагогических кадров для системы физического воспитания детей в ДОУ.

В стадии разработки и экспериментальной проверки находятся методики:

—  повышения уровня коммуникативной компетентности детей средствами физического воспитания;

—  формирования морально-нравственных свойств личности детей средствами физического воспитания.

В рамках реализации такого подхода к процессу физическому воспитанию дошкольников педагогический коллектив использует следующие формы работы:

а) в работе с педагогами — курсы повышения квалификации и семинарские занятия по проблемам здоровья, научно-методические советы, педагогический серпантин, клубная работа, двигательные тренинги, секционная работа в рамках проекта «Вечное движение», др.;

б) в работе с детьми мы используем как традиционные формы работы, так и инновационные — игровые занятия по формированию знаний в области физической культуры, занятия по типу лечебной физической культуры, двигательные игротренинги, театрализованные игры с «погружением в образ», массаж в групповых формах работы, игровое экспериментирование с возможностями собственного тела на основе методов проблемного обучения и Др.

в) в работе с родителями — практические рекомендации, памятки, выпуск педагогической газеты, проведение совместных клубов родители-дети, таких как «Здоровейка», «Зеленый попугай». Здесь родители получают знания в области физической культуры с целью укрепления и формирования своего здоровья и здоровья детей. Всё это происходит в совместной физкультурной деятельности, на основе тесного тактильного контакта ребёнок-родитель.

Опыт работы детского сада был представлен: на окружных научно-практических конференциях, на Всероссийском конкурсе инновационных разработок «Сильная Россия — конкурентоспособное образование» и на российском образовательном Форуме — 2005, г. Москва, где разработка по подготовке детей к обучению в школе средствами физического воспитания удостоена диплома и памятного знака финалиста конкурса. Также работы представлялись на окружных конкурсах методических идей и удостоены дипломов 1,2,3 степеней. Материалы печатались в журналах «Актуальные вопросы физической культуры и спорта», в газетах «Дошкольное образование», «Детский сад. Управление». Выпущено учебно-методическое пособие и методический вестник.

Результатом реализации проекта будет являться разработка программы по комплексному формированию личности дошкольника средствами физического воспитания, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера и технологий её реализации, которая в настоящее время отсутствует.

 По материалам Т.Д. Нуждиной, г. Новый Уренгой (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 115-119).