Актуальность формирования творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
13 Окт 2012, Автор: adminВажность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность для дошкольного педагогического образования, послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, путём использования комплекса творческих упражнений, заданий.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует связь между использованием комплекса творческих упражнений, заданий и уровнем развития творческих способностей.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные подходы к решению проблемы формирования творческих способностей детей на основе анализа отечественной и зарубежной литературы;
2) диагностировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста с целью создания комплекса упражнений для их развития;
3) использовать комплекс упражнений, заданий, имеющих творческую направленность в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей детей для педагогов и родителей.
Проблема исследования — проследить изменение уровня сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста под влиянием комплекса упражнений с учётом психологических особенностей протекания творческих процессов. Выбор детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что гармоничное развитие шестилетнего ребёнка тесно связано с развитием творческих способностей; в этом возрасте у ребёнка происходит подготовка анатомо-физиологической основы; совершенствование работы всех анализаторов; функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка творческих способностей (Е. Торренс, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Р.С. Немов).
На первом этапе своей работы мы провели констатацию интересующих нас данных:
— с помощью анкеты «Что такое творчество?» Л.А. Григоровича исследовали особенности понимания термина «творчество» практическими работниками ДОУ, которые непосредственно работают с детьми, формируя у них элементы творческого мышления;
— оценили уровень невербальных творческих способностей детей на основе методики «Диагностика творческого мышления» Е. Торренса, которая охватывает такие параметры мышления, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность;
— оценили уровень вербальных творческих способностей детей, инициативы в создании идей, активности процесса воображения по тесту «Последствия»;
— анкетирование родителей «Определение способностей вашего ребёнка к творческой деятельности» помогло оценить способности собственных детей к творческой деятельности.
Данные позволили сделать вывод: уровень развития творческих способностей детей различен, дети испытывают трудности, в которых им необходима помощь со стороны педагогов и родителей, но, в тоже время, есть перспектива роста уровня развития творческих способностей.
На основе этих выводов были разработаны условия для специально организованной воспитательно-образовательной деятельности детей, предполагающей творческую направленность обучения, овладение приёмами творческого мышления средствами изобразительной деятельности.
Детям были предложены следующие упражнения: невербальные -«Волшебные нитки», «Музыкальные картинки», «Загадочная улица», «Ка-лябушки», «Кляксы-волшебники», «Чудо-дерево», «Удивительная птица», «Монотипия», коллажная работа «Праздник»; вербальные — «Спроси-угадай», «Новая игрушка», «Хорошо-плохо», «Да-нетка» и др.
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческих способностей детей были повторно проведены тест Торренса «Диагностика творческого мышления», тест «Последствия». Результаты тестов показали увеличение показателя оригинальности, разработанности в среднем в 1,5 раза; средний показатель творчества (Т) увеличился на 56 баллов (со 121 балла до 177 баллов); более чем в 2 раза увеличилось значение показателя инициативности.
Достоверность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в психологии креативности.
Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы.
1. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста может быть обеспечено включением в процесс воспитательно-образовательной работы с детьми психологически обоснованного комплекса творческих упражнений, заданий.
2. Выполнение детьми заданий, требующих гибкости, беглости, оригинальности мышления может быть использовано как для диагностики уровня творческих способностей детей, так и для формирования творческих способностей в процессе обучения.
3. Данные, полученные в результате экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста, говорят о том, что каждый ребенок имеет запас незадействованных творческих возможностей.
Поэтому, выполнение заданий, носящих характер творческой направленности; осознание педагогами целей, значимости использования методов и приемов формирования творческих способностей детей; демонстрирование примеров личного творческого подхода педагога к решению возникающих проблем; создание эмоционально благоприятной атмосферы, ситуации успеха в воспитании и обучении детей, помогут в вопросе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, используя комплекс творческих заданий, упражнений — была реализована, а гипотеза о существовании связи между использованием комплекса творческих упражнений и развитием уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста подтверждена.
Из опыта работы педагогов МДОУ №453 г. Челябинска И.Ю. Матюшкиной, Т.М. Стрепетковой