Актуальность формирования творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности

13 Окт 2012, Автор: admin

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недоста­точная научно-теоретическая и практическая разработанность для до­школьного педагогического образования, послужили основанием для оп­ределения темы исследования.

Цель исследования — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельнос­ти, путём использования комплекса творческих упражнений, заданий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что су­ществует связь между использованием комплекса творческих упражне­ний, заданий и уровнем развития творческих способностей.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипоте­зы были поставлены следующие задачи:

1) выявить основные подходы к решению проблемы формирования творческих способностей детей на основе анализа отечественной и зару­бежной литературы;

2) диагностировать творческие способности детей старшего дошколь­ного возраста с целью создания комплекса упражнений для их развития;

3) использовать комплекс упражнений, заданий, имеющих творчес­кую направленность в формировании творческих способностей детей стар­шего дошкольного возраста;

4) разработать методические рекомендации по формированию твор­ческих способностей детей для педагогов и родителей.

Проблема исследования — проследить изменение уровня сформированности твор­ческих способностей детей старшего дошкольного возраста под влиянием комплекса упражнений с учётом психологических особенностей протека­ния творческих процессов. Выбор детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что гармоничное развитие шестилетнего ребёнка тесно связано с развитием творческих способностей; в этом возрасте у ребёнка происходит подготовка анатомо-физиологической основы; совершенство­вание работы всех анализаторов; функциональная дифференциация отде­льных участков коры головного мозга. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка творческих способностей (Е. Торренс, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Р.С. Немов).

На первом этапе своей работы мы провели констатацию интересую­щих нас данных:

— с помощью анкеты «Что такое творчество?» Л.А. Григоровича ис­следовали особенности понимания термина «творчество» практическими работниками ДОУ, которые непосредственно работают с детьми, форми­руя у них элементы творческого мышления;

— оценили уровень невербальных творческих способностей детей на основе методики «Диагностика творческого мышления» Е. Торренса, которая охватывает такие параметры мышления, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность;

— оценили уровень вербальных творческих способностей детей, инициативы в создании идей, активности процесса воображения по тесту «Последствия»;

— анкетирование родителей «Определение способностей вашего ребёнка к творческой деятельности» помогло оценить способности собс­твенных детей к творческой деятельности.

Данные позволили сделать вывод: уровень развития творческих способностей детей различен, дети испытывают трудности, в которых им необходима помощь со стороны педагогов и родителей, но, в тоже время, есть перспектива роста уровня развития творческих способностей.

На основе этих выводов были разработаны условия для специаль­но организованной воспитательно-образовательной деятельности детей, предполагающей творческую направленность обучения, овладение приё­мами творческого мышления средствами изобразительной деятельности.

Детям были предложены следующие упражнения: невербальные -«Волшебные нитки», «Музыкальные картинки», «Загадочная улица», «Ка-лябушки», «Кляксы-волшебники», «Чудо-дерево», «Удивительная птица», «Монотипия», коллажная работа «Праздник»; вербальные — «Спроси-уга­дай», «Новая игрушка», «Хорошо-плохо», «Да-нетка» и др.

Для выявления эффективности проведённой работы по формирова­нию творческих способностей детей были повторно проведены тест Тор­ренса «Диагностика творческого мышления», тест «Последствия». Резуль­таты тестов показали увеличение показателя оригинальности, разработан­ности в среднем в 1,5 раза; средний показатель творчества (Т) увеличился на 56 баллов (со 121 балла до 177 баллов); более чем в 2 раза увеличилось значение показателя инициативности.

Достоверность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разра­ботанные в психологии креативности.

Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы.

1. Формирование творческих способностей у детей дошкольного воз­раста может быть обеспечено включением в процесс воспитательно-образо­вательной работы с детьми психологически обоснованного комплекса твор­ческих упражнений, заданий.
2. Выполнение детьми заданий, требующих гибкости, беглости, ори­гинальности мышления может быть использовано как для диагностики уровня творческих способностей детей, так и для формирования творчес­ких способностей в процессе обучения.
3. Данные, полученные в результате экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста, говорят о том, что каждый ребе­нок имеет запас незадействованных творческих возможностей.

Поэтому, выполнение заданий, носящих характер творческой направ­ленности; осознание педагогами целей, значимости использования методов и приемов формирования творческих способностей детей; демонстрирова­ние примеров личного творческого подхода педагога к решению возникаю­щих проблем; создание эмоционально благоприятной атмосферы, ситуации успеха в воспитании и обучении детей, помогут в вопросе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель исследования — сформировать творческие спо­собности детей старшего дошкольного возраста, используя комплекс твор­ческих заданий, упражнений — была реализована, а гипотеза о существо­вании связи между использованием комплекса творческих упражнений и развитием уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста подтверждена.

Из опыта работы педагогов МДОУ №453 г. Челябинска И.Ю. Матюшкиной, Т.М. Стрепетковой