Исследовательское сопровождение слушателей курсов повышения квалификации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста

13 Май 2013, Автор: admin

снижение тревожности у детейОпыт взаимодействия с окружающим миром, накопленный ребенком на протяжении дошкольного детства, способствует более успешной социализации, организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, адаптации к условиям школьного обучения. Как показывает практика, в детстве ребенок получает не только положительный эмоциональный опыт, но и отрицательный тоже, который в некоторых случаях может стать причиной высокой тревожности у ребенка, неспособности владеть собой. Поэтому проблема детской тревожности и ее профилактика на раннем этапе является весьма актуальной.

Сегодня дошкольное учреждение представляет собой один из определяющих факторов становления интегративных качеств личности ребенка, поэтому именно целенаправленная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений способствуют снижению высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

В практике преподавания слушателям курсов повышения квалификации по образовательным программам «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ», «Предотвращение конфликтов в педагогическом процессе» и пр., нами были предложены различные исследования, в том числе исследование на выявление уровня тревожности и защитных механизмов у детей дошкольного возраста с целью их коррекции.

В результате этих исследований слушателями (педагогами-психологами, воспитателями и другими специалистами дошкольных образовательных учреждений), как исследователями, были выявлены, что 81% детей дошкольного возраста имеет высокий уровень тревожности, а защитные механизмы проявились в полной мере у всех испытуемых.

Во время проведения тестирования мы заметили, что для детей с высоким уровнем тревожности характерно беспокойство, нервозность, их заботило, что о них думают или могут узнать другие. Эти дети интересовались, что записывает педагог и узнают ли результаты их теста воспитатели и родители; как отвечали на поставленные вопросы другие дети; после ответа ожидали подтверждения его правильности от педагога. Также у детей данной группы наблюдалась повышенная двигательная активность: они чесались, качали ногами, притопывали, грызли ногти, теребили края одежды. В некоторых случаях отмечались физиологические признаки повышенной тревожности, такие как учащенное дыхание, вспотевшие ладошки, покраснение кожных покровов в области лица и шеи. В ходе исследования мы столкнулись и с отказами детей от диагностики, в пассивной и активной форме. Пассивный отказ выражался либо молчанием, либо разговорами на отвлеченную тему. Активный отказ дети выражали в словесной форме, а иногда и демонстративным поведением (каприз, плач, уход).

По результатам исследования у 19% детей был выявлен средний уровень тревожности: они либо вообще не проявляли признаков, свойственных высокотревожным дошкольникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени.

Полученные данные говорят о том, что фактически у каждого второго ребенка уровень тревожности превышает средний, что является следствием неадекватной ситуации развития в семье, детском саду и требует особого внимания, изменения отношения со стороны взрослых, профилактической деятельности по предупреждению негативных явлений тревожности.

Для снижения тревожности у детей и уменьшения количества механизмов защиты, как деструктивного фактора, слушателями была организована коррекционная работа, включающая в себя три этапа.

На первом этапе коррекционной работы были организованы собрания с воспитателями с целью разъяснения важности их сотрудничества с родителями тревожных детей. Совместно с ними разрабатывались и проигрывались нетрадиционные формы будущих занятий с родителями, которые бы не только были интересны родителям, но стали и для них уже коррекционными.

Второй этап коррекционной работы включает в себя групповые консультации и занятия с родителями по таким темам, как «Причины возникновения тревожности у детей»; «Способы проявления тревожности детьми дошкольного возраста»; «Идеальная модель общения в семье»; «Релаксационные упражнения, тренинги, танцы», а также «Семейные игры под рубрикой «Кто в семье психотерапевт?».

Треть этап — это коррекционная работа с тревожными детьми с использованием метода игровой терапии, содержащая цикл занятий по программам, наполненными содержательными играми, предлагаемыми взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними.

Результаты повторной диагностики на выявление уровня тревожности и состояния защитных механизмов после шестимесячной психокоррекционнои работы с испытуемыми детьми и их родителями оказались значительно лучше. Уровень тревожности снизился, теперь 81,5% детей имеют средний уровень и 18,5% низкий уровень тревожности. Значительно реже стали проявляться механизмы защиты у 9% испытуемых, у 19% детей они исчезли совсем.

Таким образом, профилактическая и психокоррекционная работа, заключенная в повышении компетентности педагогов и родителей в причинах возникновения тревожности, в формах и методах взаимодействия с тревожными детьми, позволила снизить уровень тревожности и, следовательно, частоту использования защитных механизмов.

Особо значимо то, что исследовательская деятельность слушателей курсов повышения квалификации является тренингом на развитие мыслетехнических способностей наших слушателей, позволяет обрести им навыки системного подхода в педагогической деятельности.

По материалам М.Х. Хазиевой, г. Норильск (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 223-226).

.

Маленькие детки… Любую женщину так или иначе волнует эта тема. На сайте LADY Diary, который предлагает женские журналы читать, Вы найдете все о планировании, рождении и воспитании ребенка. Кроме того, на этот ресурсе Вы сможете почитать много интересного о здоровье и красоте, выстраивании отношений и сохранении домашнего очага и многое-многое другое.