Музыкальное сопровождение физкультурных занятий в ДОУ как средство развития эмоционально-двигательной сферы детей

21 Апр 2016, Автор: admin

Достаточно эффективным средством формирования эмоционально-двигательной сферы детей по праву признаны такие занятия как ритмическая, креативная гимнастика, ритмопластика, которые органично сочетают в себе музыку и движение.

Остановимся на использовании музыкального сопровождения физкультурных занятий в ДОУ.

Исследованиями доказано, что музыкальный фон физических упражнений как дополнительный фактор двигательной деятельности, оказывает положительное влияние на состояние здоровья детей. На занятиях он обеспечивает становление эстетического вкуса у детей, способствует повышению у занимающихся эмоционального состояния, позволяет педагогу отказаться от подсчета.

Но при этом к выбору музыкального сопровождения физкультурных занятий нужно подходить серьезно, чтобы оно соответствовало задачам двигательной деятельности, поставленным на занятие. Педагог должен быть компетентен в вопросах музыкальной грамоты: уметь на слух определять размер музыкального произведения, различать его строение (фразы, предложения, периоды).

Е.П. Ильин рассматривает музыку как ритмический и эмоциональный раздражители, которые оказывают влияние на человека в процессе выполнения физических упражнений. Однако следует понимать, что эффективность двигательной деятельности напрямую зависит от согласованности музыки и движения: физические упражнения должны совершаться в ритме музыки.

Музыкальное сопровождение физкультурных занятий обеспечивает и повышение работоспособности занимающихся.

При этом педагогу необходимо знать особенности индивидуального восприятия детьми музыкальных произведений, ведь мелодии, приятные слуху ребенка оказывают положительное влияние и наоборот. Также важно подбирать произведения, к которым положительно относится вся группа занимающихся, помнить о том, что музыкальные предпочтения отдельных детей могут не совпадать.

Субъективность музыкального восприятия зависит от таких факторов как психофизиологические особенности ребенка, его эмоциональная память, характерные особенности выполняемой деятельности, степень новизны музыкальной программы. Влияние психофизиологических особенностей на восприятие музыки можно охарактеризовать следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1. Психофизиологические особенности восприятия ребенком музыкальных произведений

muzykalnoe soprovogdenie

Эмоциональная память обеспечивает ассоциацию музыкального произведения с приятными или неприятными событиями из жизни ребенка. В соответствии с теми впечатлениями, которые были получены детьми, и отношение к музыке будет носить характер положительного, либо отрицательного.

При подборе музыкального сопровождения физкультурных занятий важно учитывать характер выполняемой ребенком деятельности и степень напряжения его внимания. Музыка не должна отвлекать от деятельности, мешать ее выполнению. В ситуации, когда необходима концентрация внимания (при разучивании нового упражнения, например) или когда внимание направлено на выполнение сложного или трудного действия, от музыкального сопровождения лучше отказаться, особенно от сложной, громко звучащей музыки.

Также следует учитывать длительность использования музыкальных программ и периодически их менять, чтобы не было привыкания к ним и их надоедания.

Все вышесказанное позволяет сформулировать следующее правило для педагогов, которого необходимо придерживаться при подборе музыки для сопровождения двигательной деятельности детей: произведения должны быть различных жанров и способствовать стимуляции физиологических и психологических процессов в деятельности. Так музыка начинает выполнять определенные функции и носит название «функциональная музыка».

Функциональная музыка позволяет:

— ускорить процесс закрепления двигательных навыков;

— стимулировать мышечную активность;

— повышать плотность физкультурных занятий;

— активизировать проявление волевых качеств у детей;

— заинтересовать малоактивных детей;

— раскрыть инертных, замкнутых детей;

— создавать яркие двигательные образы;

— научить детей вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные их пониманию музыкальные образы;

— научить детей сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

Однако не только музыкальное сопровождение физкультурных занятий оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка. Большое значение имеет эмоциональность педагога, проявляемая в мимике, жестах, интонации, как при непосредственном контакте, так и на расстоянии друг от друга.

Педагогу следует помнить, что эмоции обладают таким свойством, как заразительность и использовать данное свойство в целях развития у детей эмоциональной выразительности в движениях.

Таким образом, использование средств формирования эмоциональной сферы детей может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, а эффективность его использования зависит от профессиональной компетентности педагога.