Объекты экологической тропинки в детском саду: цветы и клумбы

23 Июн 2012, Автор: admin

На сегодняшний день, в  условиях внедрения современных санитарно-гигиенических требований к организации образовательной работы в детском саду, достаточно сильно осложняется деятельность воспитателя по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. В группах детского сада отсутствуют уголки природы, во многих детских садах нет экологических комнат, зимних садов, а экологические тропинки в помещении детского сада содержат в основном искусственные объекты. При этом ребенок, особенно городской, практически лишен живого взаимодействия с природой, что отрицательно сказывается на его экологическом развитии, потому что научить ребенка любить природу можно только при непосредственном взаимодействии с ней.

Данные проблемы делают задачу создания экологической тропинки на территории детского сада чрезвычайно  актуальной, так как такая форма работы с детьми помогает реализовывать очень важную педагогическую идею — воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять. Появляются возможности для становления экологической культуры и субкультуры.

Однако, в процессе создания экологической тропинки, педагоги очень часто сталкиваются с таким вопросом: «С чего начать?» Ответ может быть достаточно простым: осмотритесь, оглянитесь вокруг, найдите, что интересного растет на территории Вашего детского сада, какие птицы и насекомые к Вам прилетают, какие цветы украшают Ваши клумбы. То, что постоянно находится рядом, постоянно на виду, очень часто остается не замеченным. В суете рабочих будней мы пробегаем мимо цветущих ромашек, ароматной сирени, воздушных одуванчиков. Все, что вам сразу покажется привлекательным, ярким, будет таковым и для малышей и может быть включено в экологическую тропинку.

Сегодня мы поговорим с Вами о таких объектах экологической тропинки как клумбы и растущие на них цветы. Клумбы могут быть обычными и особого назначения, цветы самые разные, любимые Вами и Вашими воспитанниками. Я, например, безумно люблю ирисы! Вот, кстати, очень интересный и полезный сайт, интернет-магазин цветов, на котором можно заказать цветы и ирисы почтой cvetok-snk.ru/katalog/irisy/. Итак, с обычными клумбами все понятно, а вот какое может быть у них особое назначение мы сейчас разберемся. Вы можете высадить клумбу с растениями-часами, растениями-барометрами. Вы можете высадить клумбы разной формы (круглые, квадратные, треугольные и т.п.), подобрать разные цветовые гаммы цветущих растений (желтые, красные, розовые и т.п. цветы), создать композицию или сюжетную картинку. И в каждом конкретном случае у Вас появляются возможности для интегрированного решения задач разных образовательных областей.

Клумбы, разные по форме:

помогут познакомить дошкольников с геометрическими фигурами.

Клумбы разных цветовых гамм

научат дошкольников различать цвета и оттенки.

Клумбы-узоры и сюжетные клумбы

будут способствовать развитию творческого воображения и творческого (дивергентного) мышления.

Природное сочетание растений и камней на клумбе

может послужить источником трудовой деятельности и физического развития.

Использование «подручных» средств для создания клумбы

научит детей бережливости и станет источником творческих замыслов.

Возле таких объектов Вы можете вместе с детьми проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно понимать, что образовательная работа на экологической тропе дает большие возможности для реализации идеи интеграции образовательных областей. Свои впечатления об увиденном дети в дальнейшем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности детей в ДОУ, в подвижных играх.

Таким образом, цветы и клумбы как объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного, логико-математического развития ребенка, приобретения экологического опыта, экологического развития ребенка; для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.