Образовательное пространство ребенка дошкольного возраста

08 Сен 2012, Автор: admin

Формирование и функционирование единого образовательного про­странства разрабатывали Г.А. Альбуханова-Славская, А.И. Арнольдова, Б.С. Гершунский, В.И. Слободчиков. Понятие «воспитательное пространс­тво» впервые введено в научный оборот Л.И. Новиковой, А.Т. Кураки­ным. Среди исследователей структуры образовательного пространства — В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, НЛ. Селиванова, М.П. Гурьянова и др. По определению А.В. Мудрика воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных и иных организаций, специалистов различного профиля (социальные педагоги, социальные работники, психологи, медики и др.).

Уточним относительно дошкольников сферу их образовательного пространства: семья, образовательные учреждения (детский сад, учреж­дения дополнительного образования, игротеки, детские дома и приюты), культурно-досуговые учреждения (кинотеатр, театр, цирк, детский парк и др.), социальные центры (социальная, педагогическая и правовая помощь родителям, организованные занятия по принципу кружковой работы «Кроха», «Умничка» и др.) наблюдение у педиатра. Важно заметить, что у каждого ребенка образовательное пространство имеет свой качественный набор составляющих. Одни дети воспитываются в полной семье, другие в приюте, кто-то посещает детский сад и услуги дополнительного образо­вания, игротеки, театр, цирк, детский парк, кто-то только занятия в соц. центрах, некоторые дети из неблагополучных семей не имеют доступа к социокультурному пространству. Д.В. Григорьев под единицей воспита­тельного пространства понимает педагогическое событие. Следовательно, каждый ребенок имеет относительно свое образовательное пространство: свою семью с ее наполненностью педагогическими событиями, свои возможности посещать конкретное образовательное учреждение и культуно-досуговые мероприятия и т.д. Это подтверждает, что преобразование индивида в индивидуальность происходит через социализацию посредством качества приобщения к культурным традициям и духовно-нравс­твенным ценностям.

Одной из основных составляющих образовательного про­странства является система дошкольного образования — важнейшая общественная структура мировоззренческого станов­ления личности дошкольника.

.

По научным материалам Е.Ф. Акуловой, к.п.н., доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Г. Тольятти