Особенности проявления дошкольниками субъектной позиции в различных видах деятельности

06 Фев 2018, Автор: admin

Аннотация: В данной статье обосновывается субъектность как качество личности, раскрываются особенности проявления субъектной позиции и значение деятельности в данном процессе. Автор отмечает необходимость работы в данном направлении с дошкольного возраста и аргументирует свою позицию. В статье раскрываются особенности проявления субъектной позиции ребенком дошкольного возраста и роль взрослого в ее становлении. Автор приводит способы педагогической поддержки субъектной позиции ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образование, субъектность, субъектная позиция, проявление субъектной позиции в деятельности.

Развитие ребенка-дошкольника наиболее активно осуществляется в детских видах деятельности. При этом крайне важно становление ребенка как субъекта деятельности и формирование у него субъектных проявлений.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.В. Алексеева, А.К. Осницкий, М.А. Щукина и др.) понятие субъекта деятельности определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект рассматривается как носитель активности и отмечается, что субъектность человека предполагает демонстрацию им своего отношения к тем или иным объектам или явлениям окружающего мира. Данное отношение выражается в личностной оценке, заинтересованности, на основе чего появляется желание проявить активность по отношению к избранному объекту, т.е. формируется инициативность. Инициативность в свою очередь перерастает в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Отсюда видно, что позиция субъекта деятельности носит достаточно гибкий характер, в ней нет жестких стереотипов реализации деятельности, ей присущи творческие проявления, обусловленные возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Характеризуя человека как субъекта деятельности можно выделить следующие качества: личностно-значимое отношение к деятельности, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество [2].

Очевидно, что данные качества личности закладываются в дошкольном детстве.

В исследованиях таких ученых как Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева отмечается, что позиция ребенка как субъекта деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в окружающую действительность и возможность реализации творческих устремлений. Такая возможность связана с психолого-возрастными особенностями дошкольника.

Как известно, по своей природе ребенок дошкольного возраста – деятель. Ему свойственна включенность в различные виды детской деятельности, в процессе которых он чувственно-практическим путем познает окружающий мир. Стремление ребенка познавать мир и самостоятельно преобразовывать его говорит о том, что ему изначально, от природы, присуща субъектная позиция.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности [1].

Субъектная позиция ребенка в разных видах деятельности проявляется в следующем:

-ребенок демонстрирует интерес к деятельности;

-ребенку характерна избирательность к разным видам деятельности;

-ребенок проявляет инициативу и желание заниматься значимым для него видом деятельности;

-ребенок делает самостоятельный выбор деятельности и способов ее осуществления, проявляет посильное творчество.

Таким образом, о наличии позиции субъекта говорят такие проявления как самостоятельность в постановке цели и мотивации деятельности, поиск наиболее эффективных путей и способов ее реализации, наличие самодисциплины, самоконтроля и адекватной самооценки, способность достичь результата.

Крайне важно понимание взрослым значимости становления ребенка как субъекта деятельности. Педагогическая поддержка осуществляется по следующим направлениям:

— обеспечение разнообразной и богатой по содержанию жизнедеятельности дошкольника;

— намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу детей для активизации их самостоятельности и творчества;

— создание и поддержание эмоционально-положительной атмосферы деятельности: сопереживание неудачам и сорадование успехам ребенка;

— сознательный отказ от авторитарной педагогики и построение взаимодействия с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности.

Современная дошкольная педагогика накопила богатую базу эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дошкольного возраста позиции субъекта деятельности. К ним относятся игровые ситуации, в которых необходимо оказать помощь какому-либо персонажу. Большие педагогические возможности имеют дидактические игры, в которых решение дидактической задачи для взрослого связано с игровой задачей для детей. Эффективным является использование средств ИКТ (мультимедийных презентаций, интерактивных и компьютерных игр и т.п.). Творческие задачи и упражнения, связанные с придумыванием новых игр или преобразованием уже известных также позволяют ребенку проявить себя как субъекта деятельности. Большое значение имеет рефлексия деятельности. Важно не только привлекать детей к оценке результатов своей работы, но и научить выделять достижения и затруднения, с которыми ребенок столкнулся в процессе деятельности. Так формируется адекватная реакция на сложности, навыки самооценки и самоконтроля [3].

Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Список использованной литературы

1. Веракса, Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. – 2011. — № 4. – С. 5-6.

2. Григорьева, А.А., Баишева, М.И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности / А.А. Григорьева, М.И. Баишева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 386-390. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95362.htm.

3. Михеева, Е.В. Педагогические условия формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 04 ноября 2017). / в 2 ч. Ч. 2 – Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 17-20.

Пучихина Е.С.

Опубликовано: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции (Самара, 08 января 2018). / в 2 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2018. — 228 с.