Особенности гендерных проявлений дошкольников в игровой деятельности

04 Июн 2016, Автор: admin

Наиболее эффективно усвоение детьми гендерного поведения происходит в игре, когда дети в символической форме воспроизводят отношения взрослых. Беря на себя ту или иную роль, ребенок перенимает гендеро-ориентированную социальную функцию человека. При этом содержание игровой деятельности в ДОУ должно быть дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Остановимся на особенностях полоролевых взаимодействий дошкольников в игре. Именно в этой деятельности особенности полоролевых взаимоотношений проявляются наиболее ярко.

Игровое поведение мальчиков отличается «хулиганским» стилем. В нем присутствуют физические контакты, конкуренция друг с другом. Иногда у мальчиков в отношении игровых партнеров и игровых атрибутов даже проявляется агрессия.

В деятельности мальчиков наблюдается стремление устраивать предметам разнообразные испытания: они придумывают сюжеты, в которых может присутствовать пожар, наводнение, кораблекрушение, где предметы необходимо бить, плавить, поджигать, т.е. подвергать различным испытаниям. Психологической основой процедуры испытания является ощущение собственной власти над объектами окружающего мира. При этом агрессия используется ребенком мужского пола как способ доминирования в группе и демонстрации собственной власти.

Игры девочек отличаются спокойным и тихим характером. Количество участников в них меньше, а доминантная сторона не так ярко выражена. Девочки меньше проявляют властность, но и особого стремления подчиняться также не демонстрируют. Во взаимодействиях девочек меньше конкуренции, но и сплоченности тоже меньше.

Ролевое поведение в играх у мальчиков и девочек также различается. Мальчиков привлекают героические роли и роли профессионального характера. Девочки больше предпочитают роли семейные либо связанные с искусством или образованием (школа, детский сад). Это говорит о том, что для мальчиков являются привлекательными вымышленные персонажи, а для девочек те, которых они часто наблюдают в реальной жизни (Мак Лойд). Такой выбор также обусловлен гендерными особенностями детей. Девочки предпочитают стабильность и в игровом взаимодействии ожидают, что партнер по игре знает, что делать и как действовать. Мальчиков наоборот, увлекает неопределенность. Мальчик предпочитает, чтобы в трудной ситуации он сам и его игровой партнер не знали, как поступить, что создает атмосферу риска и заставляет искать способы преодоления проблемы.

Активность и интересы в игре дети разного пола также проявляют по-разному. Мальчикам интересен спорт и все, что с ним связано, физические усилия, опасность и в играх они чаще девочек занимаются спортом или выполняют какую-либо «трудную» опасную работу. У девочек интересы довольно широки и больше связаны с романтикой, с возвышенными чувствами. При этом игры и игрушка мальчиков девочек практически не интересуют.

Так как игровые взаимодействия детей разного пола довольно сильно разнятся, то проблема дифференцированного подхода в образовательном процессе приобретает особую актуальность и значимость. Педагогу дошкольной группы необходимо обеспечить условия для становления у ребенка позиции субъекта игровой деятельности. Важно проектирование такого содержания игровой деятельности и конструирование такой предметно-развивающей среды, которые отражали бы гендерные стереотипы современного мира. По мнению О.В. Солнцевой необходимо создание в ДОУ пошаговой педагогической технологии развития самостоятельности и творчества ребенка.

Функция воспитателя заключается в ежедневном участии в играх детей на уровне равноправного партнера. Педагог руководит игрой детей косвенно, опосредованно: и той, в которую включаются по желанию все дети, и той, где мальчики и девочки играют раздельно. Важной функцией со стороны воспитателя является психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах развития детей в игровой деятельности. Здесь возможна такая форма взаимодействия с семьей как приглашение родителей для участия в совместной игре. Включение родителей в сюжетно-ролевую игру позволяет им лучше понимать своих детей, укрепляет детско-родительские отношения.

Индивидуально-дифференцированный подход во взаимодействии с дошкольниками в соответствии с их гендерными особенностями повышает эффективность образовательного процесса в ДОУ.