Становление гендерной принадлеждности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

03 Июн 2016, Автор: admin

Сегодня социокультурная жизнь нашего общества переживает трансформацию многих культурных стереотипов. Коснулась эта тенденция и таких стереотипов как мужественность и женственность. На сегодняшний день индивидуальность человека становится центром ценностных ориентиров, за ним признается право на свободу выбора путей самореализации независимо от половой принадлежности. Исследования ученых, таких как О.А. Воронина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, показывают, что социальное и психологическое благополучие человека не зависит от уровня феминности женщин и макулинности мужчин. Педагогическое явление образования тесно взаимосвязано с культурой социума и сегодня оно нуждается в переосмыслении и корректировке своих установок в вопросах гендерной социализации детей.

Согласно ФГОС ДО, задача становления гендерной принадлежности у детей является одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Если обратиться к опыту работы детских садов в данном направлении, то можно очертить довольно широкий круг серьезных проблем, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные учреждения.

Во-первых, отмечается глобальная феминизация образовательной среды в системе дошкольного образования. Феминная среда окружает ребенка практически весь длительный период дошкольного детстваи предъявляет к его поведению феминные требования независимо от половой принадлежности.

Во-вторых, современным детям до сих пор демонстрируют устаревшие гендерные стереотипы через детскую литературу. Продолжают укрепляться представления о мужчине как об активном и творческом начале, а о женщине как жертве и объекте защиты и поклонения. Хотя на сегодняшний день модели поведения мужчин и женщин значительно поменялись.

Третьей проблемой является консолидация между детьми одного пола в группе сверстников. Для игр дети выбирают сверстников своего пола, а опыт сотрудничества и общения между детьми разного пола отсутствует либо очень ограничен.

Исследователи связывают выделенные проблемы с отсутствием учета гендерных особенностей в современном программно-методическом обеспечении (Т.Н. Доронова).

Содержание образования, учитывая возрастные и психологические особенности детей, тем не менее не конкретизируется для мальчиков и девочек того или иного возраста, хотя различия между детьми разного пола ССЫЛКА проявляются достаточно ярко в физическом развитии, социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений.

В исследованиях рассматривались гендерные особенности организации ребенком своей деятельности в разных направлениях: экологоориентированном, познавательном, игровом и было выявлено, что мышление  мальчиков  обобщенное, абстрактное, а девочек – более деталь­ное и конкретное. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, выдвиже­ние новых идей, нестандартное реше­ние задач. Девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тща­тельностью их исполнения. У девочек более правильная и сложная речь, не­речевые задачи они предпочитают ре­шать речевым способом.  Внимание мальчиков более рассеянное, менее устойчивое; девочки более вниматель­ны, быстро набирают оптимальный уровень работоспособно­сти. В отличие от девочек у мальчиков быстрее утом­ляется левое полушарие (ответствен­ное за речевое мышление и логические операции). Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, девочки же отдают предпочтение вос­становлению контактов

Таким образом, были сконкретизированы особенности гендерных проявлений дошкольников в игровой деятельности.