Становление дошкольного экологического образования: проблема формирования познавательного интереса к природе

08 Июл 2014, Автор: admin

Проблема формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников изучалась на кафедре дошкольного воспитания в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Н.И. Постникова в 1968 г. в своей диссертации доказывает, что труд в природе оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей.

Он дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, вооружить его способами сенсорного обследования окружающего мира.

Л.М. Маневцова разрабатывает проблему «Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности», доказывая, что основой познавательного интереса является активная мыслительная деятельность.

Начиная с 1970-х гг. педагоги-исследователи вплотную подошли к вопросу систематизации знаний детей о природе. На основе исследований психологов Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца было доказано, что дети дошкольного возраста способны воспринимать не только разрозненные знания о природе, но и систематизированные. Так, П.Г. Саморукова сформулировала три направления систематизации знаний о природе у старших дошкольников:

— формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерным ландшафтом, почвой, влажностью;

— классификация растений и животных по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой;

— формирование системы знаний о сезонных изменениях природы.

Продолжением исследования П.Г. Саморуковой по систематизации знаний занималась Н.И. Ветрова, изучавшая возможности формирования обобщенных знаний у дошкольников с помощью моделирования. Ею были разработаны модели по ознакомлению детей с комнатными растениями и закреплению существенных признаков внешнего вида животных.

В исследовании И.А. Хайдуровой (Ленинград, 1976) также раскрыта возможность формирования у старших дошкольников первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире – потребности растений в свете, тепле, влаге. В основе работы с детьми лежат элементарные опыты с растениями и работа с предметно-схематической моделью.

Т.А. Ковальчук (Ленинград, 1975) посвятила свое исследование формированию элементов материалистического понимания природы у детей 6 лет. Автор выявила роль и возможность организации целенаправленных наблюдений и постановки простейших опытов с растениями для формирования обобщенных представлений у детей, определила эффективные условия этой деятельности, разработала структуру и методику организации длительного эксперимента.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 97-107.

.

Любители «компот делюкс» всегда отмечают его комфортность и удобство.