Повышение квалификации педагогов по проблеме внедрения ФГОС ДО

01 Фев 2015, Автор: admin

Внедрение ФГОС ДОВ последнее время государство предпринимает серьезные меры по модернизации системы образования в целом, и дошкольного, в частности. Причиной тому послужили новые требования современного общества к дошкольным образовательным организациям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ, подбору и обучению педагогических кадров, результатам и результативности их деятельности.

С целью повышения квалификации педагогов системы дошкольного образования, нами была разработана программа дополнительного профессионального образования «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данная программа предполагает активное включение каждого педагога в образовательный процесс и, за счет практико-ориентированного характера и тесного взаимодействия ИПК с учреждениями дошкольного образования региона, представляет собой инновационное направление деятельности детского сада в системе повышения квалификации в контексте личностного развития и профессиональной деятельности.

Личностное развитие обеспечивается за счет изменения позиции современного педагога с «субъект-объектной» на «субъект-субъектную», когда воспитатель намеренно снижает долю авторитарной педагогики, базирующейся на определенных видах принуждения и подавления ребенка в процессе обучения и создает такие педагогические условия, которые способствуют развитию активного, самостоятельного, инициативного дошкольника. Для этого в рамках программы выделены темы, которые позволяют педагогу овладеть опосредованными методами сопровождения и активизации детской деятельности.

Также осуществляется работа по формированию нового мышления педагога – мышления, направленного на взаимодействие и сотрудничество в социокультурном окружении, на открытость в построении образовательных отношений. Модернизационные процессы в дошкольном образовании предполагают переход к модели взаимной ответственности в вопросах воспитания подрастающего поколения и усиление роли всех субъектов образовательной политики.

Новое педагогическое мышление становится условием внедрения ФГОС ДО. Оно обеспечивает налаживание эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, позволяет методически грамотно и инновационно строить образовательный процесс, направленный на максимальный результат в достижении целевых ориентиров дошкольного образования.

В плане профессиональной деятельности программа «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» позволяет обеспечить поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования по проблеме проектирования образовательного процесса в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО.

Структурно программа рассчитана на 72 часа и реализуется на очной сессии. Слушатели осваивают три самостоятельных модуля, объединенных единой концепцией курса. Инвариантная часть рассчитана на 66 часов; вариативная часть предлагает слушателям на выбор 3 темы (по 6 часов на тему).

Содержание модулей осваивается на теоретических и практических занятиях, в процессе организации разнообразных форм самостоятельной работы воспитателей. В рамках данного модуля происходит расширение и углубление знаний педагогов, переход их в сферу личностных, корректировка профессиональной позиции. По своему содержанию занятия данного модуля отличаются научностью и новизной; форма подачи материала носит интерактивный и проблемный характер, ориентированный не на пассивное восприятие знаний, а на диалоговое профессиональное общение.

Особое место в инвариантной части уделено:

— освоению слушателями тем, посвященных «Целеполаганию как основе проектирования образовательного процесса в ДОО», которые необходимы педагогу ДОУ для понимания целеполагания человека через философский, психологический и методический аспекты; технологий целеполагания педагога и формирование и развитие целеполагания у детей;

— освоению слушателями тем, посвященных «Гуманитарной информационно-образовательной среде как средству эффективного проектирования образовательного процесса в ДОО». Данные темы позволяют осознать особенности создания гуманитарной информационно-образовательной среды ДОО и роль ИКТ в организационной и педагогической практике;

— освоению слушателями тем, посвященных «Педагогическому проектированию как основе профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» для понимания педагогами особенностей конструирования образовательного процесса и разработки образовательной программы; особенностей проектирования обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обозначенные темы обеспечивают технологическую подготовку к реализации модели образовательного процесса, формируют представления о планировании образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации и педагогическом проектировании индивидуального маршрута развития ребенка дошкольного возраста;

Теоретический курс вариативного модуля программы способствует постижению слушателями сути создания алгоритма информационно-педагогического модуля, этно-культурных и демографических (региональных) особенностей организации культурных практик в системе дошкольного образования, способов написания и оформления эссе педагога дошкольного образования.

Материал модуля осваивается слушателями в проблемных лекциях аналитического и версионного типа. Широко используются такие формы как лекции-беседы и пресс-конференции. Лекции модуля сопровождаются видеопрезентациями и проблемными вопросами к аудитории, что обеспечивает активность слушателей в процессе обучения и становление осознанной позиции в деятельности.

Семинарские и практические занятия по темам вариативного модуля помогли педагогам творчески переосмыслить полученную информацию и нацелили их на осознанную практическую реализацию модернизационных идей.

Обмен опытом по проблеме внедрения ФГОС ДО осуществлялся как при непосредственном общении, так и дистанционно.

Оборудование, закупленное и поставленное в ИПК и ведущих дошкольных учреждениях области в рамках проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», в котором Оренбургская область принимала участие в 2011-2013 гг., позволяет организовывать сетевое взаимодействие между участниками курсовой подготовки и партнерами по единой образовательной сети (руководители городских/районных методических объединений, дошкольные образовательные учреждения, институт повышения квалификации, родительская общественность, частно-государственное партнерство в области дошкольного образования).

Современное оборудование позволяет проводить вебинары, организовывать онлайн включения с удаленных базовых (опорных) площадок при проведении стажерских практик, семинаров, конференций и, тем самым, обеспечивать распространение и внедрение ценного педагогического опыта в других учреждениях муниципальной системы дошкольного образования. Диссеминация опыта закрепляет системное усвоение знаний.

В диалоге, работая в парах и малыми группами, педагоги получают возможность осознать степень своей компетентности по проблеме реализации ФГОС, увидеть «проблемные точки», поделиться друг с другом своими тревогами и опасениями и обсудить особенности реализации наиболее сложного, по их мнению, аспекта работы.

Практические навыки в разработке образовательной программы дошкольного образования отрабатывались через упражнения: определение регламента реализации образовательной программы ДОУ, расчет процентного соотношения частей программы (обязательная и вариативная), определение структурных компонентов программы, нормативно-правовая база программы и т.д. В рамках курсовой подготовки педагоги пробуют свои силы в тематическом наполнении вариативной части программы, знакомятся с макетами парциальных образовательных программ и подбирают для них содержательное наполнение, разрабатывают и заполняют конструкты образовательной деятельности в ДОУ, определяют ориентиры для формирования новой системы планирования образовательных отношений в дошкольной образовательной организации.

В целом отмечается позитивная тенденция осознания педагогическим сообществом ценностей гуманитарной педагогики и приоритета общечеловеческих ценностей, что подтверждает эффективность протекания обучения педагогов ДОУ на курсах повышения квалификации.

.

Волшебный мир сна… Для нас, взрослых, он частенько бывает крайне желанным и радостным, а вот уложить спать ребенка иногда довольно трудно. Для Вашего непоседы красивая детская кровать «ИТАЛИЯ» станет настоящим подарком и проблем со сном уже точно не будет.