Повышение квалификации педагога ДОУ
20 Июн 2013, Автор: adminЕ.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет
Опубликовано: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 29-30 марта 2011 г.). — М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011. – С. 202-205.
Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает совершенствование образовательных запросов, повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования, их профессионального развития.
Согласно Приказу Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (от 24 марта 2010г. № 209) аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Основными задачами аттестации являются:
- — стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- — повышение эффективности и качества педагогического труда;
- — выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- — учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- — определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- — обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога ДОУ может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность понимается нами «как интегральная профессионально-личностная характеристика» (Т.Г. Браже).
Под компетентностью также понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков).
Считаем важным еще раз подчеркнуть, что требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Выпускная аттестационная работа выполняется по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника и при необходимости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию.
В.Д. Шадриков отмечает, что для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:
1. Задания для проведения аттестационного испытания должны быть связанны с содержанием выполняемой аттестуемым педагогом деятельности. При разработке (корректировке) заданий важно помнить, что они должны затрагивать различные компетенции педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
2. Задания не должны дублировать квалификационные испытания, которые используются для оценки уровня квалификации выпускников педагогических учебных заведений.
3. Задания, включенные в аттестационные испытания и критерии их оценки, должны быть ориентированы на необходимый минимум, а не максимум. В результате испытания необходимо выяснить, какие затруднения имеет педагог в профессиональной деятельности и при необходимости дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации.
4. Подготовка к прохождению аттестационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию педагога, качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи, которые стоят перед системой образования.
5. Педагогам должен быть заранее известен характер предстоящих испытаний и критерии оценивания. Они должны иметь возможность получения квалифицированной помощи при подготовке к аттестации в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов для самоподготовки и т.п.
В продолжении статьи будут представлены диагностические методики оценки уровня квалификации педагога ДОУ.
.
Современный ритм жизни делает наши ноги значимым средством передвижения по жизни. Заболевания ног, такие например как пяточная шпора может серьезно осложнить нашу жизнедеятельность. На сайте клиники ортопедии и травмотологии http://forefoot.ru читайте как не допустить подобной болезни и справиться с ней при ее появлении.