Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 3.

23 Май 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).

Н.Ф. Хорошко и Б.И. Калиновский определи причины, способствующие про­явлению мобильности человека. Исследователи вывели внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мобильности людей. К внешним факто­рам относятся изменения в среде и жизнедеятельности человека. Факторы, влияющие на формирование мобильности людей, имеют глобальный и индиви­дуальный характер. К глобальным факторам относятся изменения, связанные со структурными сдвигами в российской экономике (переход от индустриального общества к информационному обществу). К индивидуальным факторам отно­сится смена профессии, рабочего места, статуса, в связи с переменой места жи­тельства, новых семейных обстоятельств, ухудшение состояния здоровья. Внутренние факторы связаны с направленностью личности (мотивацией успе­ха, стремление личности к совершенствованию профессиональных навыков, саморазвитию, карьерному росту, профессиональному самоопределению). Для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, внутренняя на­правленность личности воспитателя должна накладываться на сформированные профессиональные способности.

Педагогическая деятельность требует от воспитателя ДОУ не только хоро­шей общетеоретической и профессиональной подготовки, но и определённой адаптивной способности к овладению новыми видами работ. В качестве примера нового ресурса для самообразования можем привести сайт TVUROK, который предлагает здесь видеоуроки разнообразной тематики. Предлагаемые видеоматериалы могут быть полезны обучающимся разного уровня и возраста. Само явление социально-профессиональной мо­бильности педагогических кадров связано как с необходимостью развития про­фессиональной компетентности, так и с преодолением узкой специализацией в основной сфере деятельности, с универсализацией личности воспитателя как результатом многосторонности её действий. Э.Ф. Зеер рассматривает профес­сиональную компетентность как структуры личности (социально-профессиональную направленность, профессиональную компетентность, про­фессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологи­ческие свойства).

Учёный выделяет основные компоненты профессиональной компетентности специалиста:

— социально-правовая компетентность предполагает знания и умения в области взаимодействия с различными общественными институтами и людьми и использование в таком взаимодействии приёмов профессионального общения и поведения;

— о наличии социаль­ной компетентности говорит подготовленность педагога к самостоятельному выполнению кон­кретных видов деятельности, умение творчески подходить к решению типовых профессиональных задач и оценивать результаты своего труда, способность к самообразованию в контексте как профессионального, так и личностного роста;

— персональную компетентность характеризует спо­собность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;

— аутокомпетентность – адек­ватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональной редукции.