Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 3.
23 Май 2013, Автор: adminПо научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).
Н.Ф. Хорошко и Б.И. Калиновский определи причины, способствующие проявлению мобильности человека. Исследователи вывели внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мобильности людей. К внешним факторам относятся изменения в среде и жизнедеятельности человека. Факторы, влияющие на формирование мобильности людей, имеют глобальный и индивидуальный характер. К глобальным факторам относятся изменения, связанные со структурными сдвигами в российской экономике (переход от индустриального общества к информационному обществу). К индивидуальным факторам относится смена профессии, рабочего места, статуса, в связи с переменой места жительства, новых семейных обстоятельств, ухудшение состояния здоровья. Внутренние факторы связаны с направленностью личности (мотивацией успеха, стремление личности к совершенствованию профессиональных навыков, саморазвитию, карьерному росту, профессиональному самоопределению). Для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, внутренняя направленность личности воспитателя должна накладываться на сформированные профессиональные способности.
Педагогическая деятельность требует от воспитателя ДОУ не только хорошей общетеоретической и профессиональной подготовки, но и определённой адаптивной способности к овладению новыми видами работ. В качестве примера нового ресурса для самообразования можем привести сайт TVUROK, который предлагает здесь видеоуроки разнообразной тематики. Предлагаемые видеоматериалы могут быть полезны обучающимся разного уровня и возраста. Само явление социально-профессиональной мобильности педагогических кадров связано как с необходимостью развития профессиональной компетентности, так и с преодолением узкой специализацией в основной сфере деятельности, с универсализацией личности воспитателя как результатом многосторонности её действий. Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как структуры личности (социально-профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства).
Учёный выделяет основные компоненты профессиональной компетентности специалиста:
— социально-правовая компетентность предполагает знания и умения в области взаимодействия с различными общественными институтами и людьми и использование в таком взаимодействии приёмов профессионального общения и поведения;
— о наличии социальной компетентности говорит подготовленность педагога к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение творчески подходить к решению типовых профессиональных задач и оценивать результаты своего труда, способность к самообразованию в контексте как профессионального, так и личностного роста;
— персональную компетентность характеризует способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;
— аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональной редукции.