Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 1.
21 Май 2013, Автор: adminПо научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).
На протяжении всей истории развития системы дошкольного образования большое внимание уделялось исследованию проблем личности воспитателя, социальным функциям этой профессии, профессиональному образованию и повышению квалификации педагога дошкольного учреждения.
Организация условий формирования социально-профессиональной мобильности как черты личности воспитателя ДОУ, будет способствовать совершенствованию всей системы дошкольного образования, так как само дошкольное учреждение в настоящее время «растит» себе кадры. Высокий уровень взаимозаменяемости сотрудников способствует жизнедеятельности дошкольного учреждения.
Социально-профессиональная мобильность — характерная черта проявления активности социальных групп и отдельной личности. Понятие социально-профессиональной мобильности (подвижности) рассматривается в философской, экономической, социологической и педагогической литературе, что свидетельствует о многообразии исследований к данной проблеме. Интерес к социальной мобильности обусловлен многообразием сфер человеческой жизнедеятельности, в которых присутствует социальная подвижность человека, так как основой данного явления являются социально-экономические законы развития общества. Однако явление социально-профессиональной мобильности воспитателя ДОУ недостаточно изучено.
Д.В. Вершинина, Л.В. Горюнова под профессиональной мобильностью как чертой личности педагога понимают способность перестраивать характер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся профессиональных функций и условий педагогического груда, и свойство преобразующей деятельности.
Профессия воспитателя дошкольного образовательного учреждения специфична. Ш.А. Амонашвили, А.Н. Зимняя, В.А. Кап-Калик, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский в своих работах составляли психологический портрет учителя, работающего с дошкольниками. По роду своей деятельности заявленная категория учителя, работающего с дошкольниками, подходит к профессии воспитатель, а значит, включает в себя следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека (темперамент, задатки); личностные качества (особенности его личности): коммуникативные (интерактивные) качества; статусно-позиционные особенности (особенности его положения, роли, отношений в коллективе); деятельностные (профессиональные) показатели.
Специфика проявлений и сочетаний вышеперечисленных компонентов определяет психологический портрет воспитателя. К необходимым профессиональным индивидуальным качествам воспитателя относятся: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертировашюсть; эмоциональная устойчивость (преобладание положительных эмоций — радость, удовольствие); уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления, внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования .
К личностным (индивидуально-психологическим) качествам воспитателя ДОУ можно отнести: адекватность самооценки и уровня притязаний; определённый уровень тревожности, определяющий интеллектуальную активность; целенаправленность; ярко выраженная эмпатия.
В общечеловеческом смысле «это должен быть человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда имеет в виду их социальную незащищённость и может видеть себя а детях, встать на их позицию».
Проявления коммуникативных качеств воспитателя зависят от возраста дошкольников. Воспитателям необходимо учитывать особую чувствительность детей к неискренности, фальши, поэтому важными профессиональными качествами для воспитателя является общительность, подлинная заинтересованность в самом общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала. Чтобы эффективно и с радостью для детей обеспечить процесс общения, воспитатель должен владеть его предметом, т.е. принять мир мультфильмов, сказок, книг, событий, которыми живёт ребёнок. В.А. Сухомлинский пишет: « Детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них доже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год- вечностью».
Воспитателю важно знать репертуар значимых для детей ролей и профессий и их атрибутику для социального развития ребёнка. Характеризуя статусно-позиционные качества воспитателя ДОУ, необходимо подчеркнуть важность пластичности и лёгкости смены педагогом социальных ролей, готовности принять позицию ребёнка. От уровня развития всех вышеперечисленных качеств воспитателя зависит комфортность пребывания ребёнка в детском саду.
Таким образом, в структуре понятия «социально-профессиональная мобильность» рассматривается как способность воспитателя быть подвижным, гибким к изменяющимся условиям и свойство и уровень преобразующей деятельности, процессами преобразования которого является личность, деятельность и окружающая среда, ведь при развитии социально-профессиональной мобильности у человека развиваются качества личности, обеспечивающие внутренний механизм развития педагога, его деятельности, результатом которого является саморегуляция педагога в профессии и жизни, процессе преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.
.
Приятные мелочи в женской сумочке необходимы и полезны, однако они имеют привычку скрываться в недрах отделений и кармашков в самый неподходящий момент. Спастись от подобной неприятности помогут косметички на сайте Ух-Ты! Кроме того, на сайте Вы сможете почитать о том, как выбрать косметичку и найти много другой полезной информации.