Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 1.

21 Май 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).

На протяжении всей истории развития системы дошкольного образования большое внимание уделялось исследованию проблем личности воспитателя, социальным функциям этой профессии, профес­сиональному образованию и повышению квалификации педагога дошкольного учреждения.

Организация условий формирования социально-профессиональной мобиль­ности как черты личности воспитателя ДОУ, будет способствовать совершенст­вованию всей системы дошкольного образования, так как само дошкольное уч­реждение в настоящее время «растит» себе кадры. Высокий уровень взаимоза­меняемости сотрудников способствует жизнедеятельности дошкольного учреждения.

Социально-профессиональная мобильность — характерная черта проявления активности социальных групп и отдельной личности. Понятие социально-профессиональной мобильности (подвижности) рассматривается в философ­ской, экономической, социологической и педагогической литературе, что сви­детельствует о многообразии исследований к данной проблеме. Интерес к со­циальной мобильности обусловлен многообразием сфер человеческой жизне­деятельности, в которых присутствует социальная подвижность человека, так как основой данного явления являются социально-экономические законы раз­вития общества. Однако явление социально-профессиональной мобильности воспитателя ДОУ недостаточно изучено.

Д.В. Вершинина, Л.В. Горюнова под профессиональной мобильно­стью как чертой личности педагога понимают способность перестраивать ха­рактер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся профессио­нальных функций и условий педагогического груда, и свойство преобразующей деятельности.

Профессия воспитателя дошкольного образовательного учреждения специ­фична. Ш.А.  Амонашвили, А.Н. Зимняя, В.А. Кап-Калик, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский в своих работах составляли психологический портрет учи­теля, работающего с дошкольниками. По роду своей деятельности заявленная категория учителя, работающего с дошкольниками, подходит к профессии вос­питатель, а значит, включает в себя следующие структурные компоненты: ин­дивидуальные качества человека (темперамент, задатки); личностные качества (особенности его личности): коммуникативные (интерактивные) качества; ста­тусно-позиционные особенности (особенности его положения, роли, отношений в коллективе); деятельностные (профессиональные) показатели.

Специфика проявлений и сочетаний вышеперечисленных компонентов опре­деляет психологический портрет воспитателя. К необходимым профессиональ­ным индивидуальным качествам воспитателя относятся: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертировашюсть; эмоциональная устойчивость (преобладание положительных эмоций — радость, удовольствие); уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления, внимания; высокий уровень спо­собности воображения, представления, фантазирования .

К личностным (индивидуально-психологическим) качествам воспитателя ДОУ можно отнести: адекватность самооценки и уровня притязаний; опреде­лённый уровень тревожности, определяющий интеллектуальную активность; целенаправленность; ярко выраженная эмпатия.

В общечеловеческом смысле «это должен быть человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда име­ет в виду их социальную незащищённость и может видеть себя а детях, встать на их позицию».

Проявления коммуникативных качеств воспитателя зависят от возраста до­школьников. Воспитателям необходимо учитывать особую чувствительность детей к неискренности, фальши, поэтому важными профессиональными качест­вами для воспитателя является общительность, подлинная заинтересованность в самом общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного мате­риала. Чтобы эффективно и с радостью для детей обеспечить процесс общения, воспитатель должен владеть его предметом, т.е. принять мир мультфильмов, сказок, книг, событий, которыми живёт ребёнок. В.А. Сухомлинский пишет: « Детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии кра­соты, у них доже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год- вечностью».

Воспитателю важно знать репертуар значимых для детей ролей и профессий и их атрибутику для социального развития ребёнка. Характеризуя статусно-позиционные качества воспитателя ДОУ, необходимо подчеркнуть важность пластичности и лёгкости смены педагогом социальных ролей, готовности при­нять позицию ребёнка. От уровня развития всех вышеперечисленных качеств воспитателя зависит комфортность пребывания ребёнка в детском саду.

Таким образом, в структуре понятия «социально-профессиональная мобиль­ность» рассматривается как способность воспитателя быть подвижным, гибким к изменяющимся условиям и свойство и уровень преобразующей деятельности, процессами преобразования которого является личность, деятельность и окру­жающая среда, ведь при развитии социально-профессиональной мобильности у человека развиваются качества личности, обеспечивающие внутренний механизм развития педагога, его деятельности, результатом которого является саморегуляция педагога в профессии и жизни, процессе преобразования человеком самого себя и окружающей его профес­сиональной и жизненной среды.

.

Приятные мелочи в женской сумочке необходимы и полезны, однако они имеют привычку скрываться в недрах отделений и кармашков в самый неподходящий момент. Спастись от подобной неприятности помогут косметички на сайте Ух-Ты! Кроме того, на сайте Вы сможете почитать о том, как выбрать косметичку и найти много другой полезной информации.