Управление педагогическим процессом в условиях новой модели организации жизни детей в детском саду. Статья 4.

24 Апр 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам Е.Г. Приходько (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 292-300).

В соответствии с критериями оценки деятельности воспитателя составляется Карточка анализа педагогической деятельности. Форма и содержание карточки определяется вместе с педагогами, которые имеют возможность оценивать себя с точки зрения наглядных и осознаваемых критериев. На наш взгляд, это помогало самим педагогам концентрировать свое внимание на тех сложных моментах взаимодействия, которые помогали им разнообразить свои педагогические средства, а наиболее удачные – повторять, если ситуация это допускала.

Естественно, что после анализа педагогической работы, строился весь цикл управления педагогическим процессом. Он включал в себя постановку задач, которые педагог часто, принимая оценку деятельности, данную ему руководителями или коллегами, ставил перед собой сам. Причем, эти задачи представляли собой систему предложений-заданий, которые необходимо было выполнить педагогу: изучить литературу, разработать новые способы импровизации относительно ребенка или самой деятельности, изменить ее условия или содержание, повысить свой технологический уровень в отношении деятельности и др. Вместе с задачами-заданиями планировались управленческие и педагогические действия и сроки их реализации.

Организационно деятельность педагога сопровождалась поддержкой со стороны опытных педагогов, старшего воспитателя, руководителя дошкольного учреждения. Причем, стремились превращать эту поддержку не в подготовку воспитателя к более высокому качеству деятельности, а, прежде всего, в процесс, позволяющий воспитателю, педагогу улучшить показатели детской деятельности. Другими словами, контроль педагогической деятельности не был самоцелью в системе управления ею, он был платформой создания условий для детской успешности в результате взаимодействия с педагогом.

Когда пользование карточкой стало системой самооценки своей деятельности педагогами, в управленческое действие оценивания педагогической деятельности решено было включить другую технологию. Она повторяла аттестационный метод установления соответствия показателей самоанализа педагогов тем результатам наблюдений, которые были получены администрацией и те­перь проводились 1 раз в 1-1,5 месяца.

Идея состояла в том, чтобы резко сократить количество непосредственных наблюдений деятельности педагога с детьми, дать ему возможность самоконтролировать и самооценивать себя, что, в свою очередь, должно было сказаться на обострении чувства профессионального достоинства, повышало ответственность и стремление к самосовершенствованию.

Эксперимент начали с наиболее опытных педагогов. Их задачей было анализировать свою деятельность в течение месяца от 2-х до 4-х раз, с позиции разнообразных форм, содержания и способов взаимодействия с детьми и заполнять Карточки анализа деятельности. В течение следующего месяца работа педагога наблюдалась старшим воспитателем или заведующей. Показатели наблюдений и анализов сравнивались. В 14-ти из 16-ти случаев результаты самоанализа и анализа совпали.

Такие результаты дают право утверждать, что при правильной организации управления педагогической работой опытные педагоги способны:

— регулировать свои взаимодействия с детьми, обеспечивая успешность и продвижение в их развитии;
— правильно оценивать процесс и результат своей работы;
— определять перспективу своей деятельности.

Со второй половины года эта технология контроля при управлении педагогическим процессом была распространена на оценку деятельности всех педагогов.