Управление педагогическим процессом в условиях новой модели организации жизни детей в детском саду. Статья 2.

22 Апр 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам Е.Г. Приходько (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 292-300).

В управлении педагогическим процессом контроль представляет собой управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.

Основными задачами организации контроля в процессе реализации принципа личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком в условиях новой технологии стали:

1. Определение критериев оценки контролируемых объектов.

2. Выявление реальной ситуации в работе и ее сопоставление с желаемой, запланированной;

3. Анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности:

4. Разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности;

5. Определение способов привлечения сотрудников организации к самоконтролю и самооценке своей деятельности.

В исследовательской деятельности первую задачу необходимо было решить как можно скорее по двум причинам. Во-первых, отсутствие у участников педагогического процесса представлений о предмете контроля вызывало сложности в организации их деятельности, на которые они указывали, считая, что одним из стрессогенных факторов их деятельности с детьми является незнание, того, что изучает проверяющий и с какой целью; во-вторых, это же было проблемой и для управленцев: что и как оценивать. Понимание того, что новая педагогическая технология требует новых подходов к оценке педагогической деятельности, побуждала стремление определить ее критерии.

Так начался поиск качественных характеристик новой системы педагогической деятельности. Было изучено много современной литературы по управлению, благодаря журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» проанализирован опыт многих ведущих руководителей детских садов России, апробировано несколько вариантов собственных находок. Однако все это разбивалось о фундамент цели исследования, сущность которой состояла в новой модели организации жизнедеятельности детей, которая была уже определена и обеспечивала педагогическое взаимодействие на основе паритетного сочетания целей деятельности, интересов и инициативы ребенка и педагога.

Здесь не было права оценивать педагогическую деятельность с позиции традиционных методических подходов, т.е. с позиции соответствия действий педагога определенным канонам, как это принято в традиционной практике управления педагогическим процессом.

В данном исследовании этот путь не мог быть применим по многим причинам, основная из которых заключалась в особенностях модели деятельности педагогов, где взаимодействие с ребенком строится на обязательной ориентации на общевозрастные и индивидуальные психофизиологические особенности развития каждого ребенка. И следующая причина – сущность исследования, которая состояла в том, чтобы дети получили возможность:

— самостоятельно ориентироваться в развивающей среде;
— свободно выбирать вид и содержание деятельности;
— выбирать пути реализации своих целей и задач;
— активизировать функцию произвольного поведения;
— учиться организовывать свое свободное время;
— приобретать способность к преодолению трудностей;
— проявлять такие черты личности, как активность, самостоятельность, орга­низованность, дисциплинированность;
— учиться в процессе взаимодействия с детьми разных возрастов выполнять разные коммуникационные функции: лидера, организатора, подчиненного, ученика и учителя;
— определять право своей инициативы по отношению к сверстнику и взрос­лому;
— утверждаться в своей успешности и т.д.

Это представляло огромную сложность и требовало изменения подходов и содержания диагностики педагогической деятельности. Поэтому был избран путь вовлечения всего педагогического коллектива в поиск критериев педагогической деятельности. Были использованы анкеты, опросники, тесты, деловые игры, погружение в мозговой штурм и т.п.

Новизна подхода состояла, прежде всего, в комплексе критериев, поскольку полная картина объективной управленческой оценки педагогической деятельности должна была складываться из:

— оценки деятельности детей,
— собственной деятельности педагога и
— условий, которые созданы им для обеспечения успешности и эффективно­сти любой формы своего взаимодействия с ребенком, детьми – будь то прогулка, отдельный режимный момент, организованная форма общения, самостоятельная деятельность детей, педагогическая импровизация и пр.

При этом методы диагностики, которые были использованы, оставались классическими: непосредственное наблюдение деятельности детей, изучение документации (планов, учета активности посещения центров развития, карт здоровья), изучение продуктов детской деятельности, беседы с детьми, педагогами, общение и анкетирование родителей, оценка развивающей среды.

.

Выбору имени ребенка всегда уделяется большое внимание. В соответствии с народными представлениями имянаречение было главным элементом таинства Крещения. Выбор имени осуществляется с учетом множества обстоятельств и иной раз родители долго не могут определиться как назвать ребенка мальчика или как назвать девочку, чтоб и звучало красиво  и судьбу предрекало счастливую. Разобраться с историей имянаречения и характеристиками имен поможет сайт shereelady.ru