Управление педагогическим процессом в условиях новой модели организации жизни детей в детском саду. Статья 3.

23 Апр 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам Е.Г. Приходько (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 292-300).

При управлении педагогическим процессом содержание оценки педагогической деятельности, исходя из комплексности подхода, определяется следующим образом. Самым главным критерием педагогической деятельности, как сказано в статьях ранее, стала оценка деятельности детей, которая выражалась, прежде всего, в отношении детей (ребенка) к инициативе воспитателя и интерес детей к предложенной им деятельности, как побудитель детской активности, стремления заниматься предложенным делом, выступающий как фактор процесса развития ребенка. К показателям детского интереса мы отнесли такие критерии:

— степень концентрации детского внимания к предложенной педагогической инициативе;
— увлеченность ребенка, как стремление участвовать;
— его активность в процессе выполнения задания;
— проявление им инициативы, самостоятельности;
— стремление получить результат и оценку деятельности, обеспечивающую общественную значимость продукта.

Следующим критерием деятельности детей являлась знаниевая компетентность и деятельностная умелость ребенка в данном виде деятельности, поскольку успешность зависит от уровня сформированных знаний и умений ребенка. Знания, умения и навыки любой деятельности детей лежат на поверхности. И, если ставить цель их оценивания, как прикладную, на фоне интереса и желания действовать, они легко вписываются в критериальную канву успешности.

Одновременно оценивая процесс и результаты деятельности детей, стали оценивать и их коммуникативные умения; взаимодействие со взрослыми, со сверстниками, с детьми другого возраста. В данном исследовании это важно еще и потому, что особенности новой технологии организации жизнедеятельности детей вводят их в обстоятельства постоянных коммуникаций. Сама ситуация взаимодействия в условиях данного исследования приучает ребенка к разнообразным способам коммуникаций и это необходимо было фиксировать.

Кроме того, уровень развития у детей умений культурного поведения, к которым относятся уважительное отношение к окружающему, бережное отношение к вещам, вежливость, уступчивость, доброта, подельчивость, забота и др., безусловно, должны включаться в критериальную базу оценки педагогической деятельности средствами анализа деятельности детей.

———————————————————————————————————————————————

Иногда приятная мелочь помогает поднять настроение, почувствовать себя неотразимой и загадочной. Оригинальная и красивая бижутерия кольца, которую предлагает сайт RADA Accessories привнесет в ваш образ изысканность, порадует разнообразием и очень доступными ценами.

———————————————————————————————————————————————

Между нравственными знаниями и нравственным поступком, по образному выражению А.С.Макаренко, «находится канавка», которую надо наполнить нравственным опытом. А для этого чрезвычайно важно вооружить ребенка образцами, различными способами нравственного поведения, ставя его в ситуации практического совершения реальных нравственных поступков.

Накоплению ребенком опыта нравственного поведения в данной технологии постоянно отводится особое место. Объясняется это тем, что в процессе свободного интересного и разнообразного общения дети имеют возможность приобретать такой опыт. У них развиваются не только нравственные представления, но и нравственные чувства растущего человека. В момент активного взаимодействия, которое вольно или невольно постоянно организуется в процессе применяемой технологии, нравственные понятия усваиваются глубоко, способствуя зарождению нравственных убеждений.

Формирование положительного жизненного опыта в условиях новой технологии осуществляется под педагогическим руководством, поскольку в любом виде деятельности детей сопровождает специалист, подготовленный к руководству не только самой деятельностью, но и, прежде всего, к руководству поведением ребенка в разных жизненных ситуациях, формированию практических умений поведения.

На базе привычного поведения и на его основе, по мнению А.Н. Леонтьева, образуются нравственные свойства и качества личности. Эти свойства и качества – психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком во взаимоотношениях, сознаются, закрепля­ются в чертах характера.

Зная это, постоянно стремимся уже на этапе дошкольного детства превратить умения ребенка правильно вести себя в разных ситуациях в потребность. Отсюда и необходимость фиксировать эти умения детей в процессе оценки педагогической деятельности.

Успешность ребенка, его состоятельность в деятельности и в общении всецело зависит от педагога. Это профессиональная аксиома. Поэтому собственная деятельность педагога оценивалась по показателям, которые, прежде всего, связаны с тем, как педагог умеет мотивировать детскую деятельность, создать ребенку атмосферу интереса, потребности, стремления заниматься тем, что он предлагает ребенку. Как прежде, чем навязывать ребенку свою инициативу, он относится к детской инициативе и деятельности. Умеет ли он определить, нужна ли ребенку его инициатива в данный момент, или нет, потому что он занят достаточно оптимальной для его развития деятельностью, или нужно безболезненно включиться в интересное для ребенка дело и направить его развитие в необходимое для него русло. Это было достаточно сложно организовать педагогу и увидеть наблюдателю.

Самым показательным в собственной деятельности педагога, которая представляла его инициативу, мы считаем умение побудить ребенка к деятельности с учетом его состояния здоровья и настроения. Это умение связано с разными видами педагогической инициативы и помощи ребенку, основным результатом которой должна стать успешность самого ребенка в любом виде деятельности, поскольку часто инициатива педагога как раз и направлена на вовлечение ребенка в не совсем интересные ему виды деятельности.

Содержание инициативы и помощи ребенку разрабатывалось на прошлом этапе исследования и относится к педагогической импровизации. В процессе контроля важно было увидеть правильное использование педагогической инициативы, ее адекватность позиции ребенка, его настроению. А в более значимом эквиваленте это расценивалось, как умение педагога погрузить ребенка в деятельность так, чтобы он не заметил чужой инициативы, так как будто он сам принял решение заняться «этим» делом.

Несмотря на сложности, которые представляет импровизация вообще, а педагогическая, в частности, на этом этапе исследования педагогам она давалась намного легче, нежели в начале эксперимента, когда шел поиск разнообразных способов вовлечения детей в деятельность по инициативе педагога. Это было главным в педагогической работе по новой технологии.

Не менее важным в процессе оценивания педагогической деятельности считалось умение, способность педагога осуществлять модель личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. В данном исследовании эта модель определяется, как умение педагога из всего своего арсенала педагогических средств развития выбирать именно те, которые будут результативными для конкретного ребенка с учетом его возможностей, знаний, умений и отношения к данному виду деятельности. Это второй значимый критерий деятельности педагога. Он рассматривался с позиции таких профессиональных умений, как:

— адекватность содержания инициируемой педагогом детской деятельности индивидуальности ребенка;

— использование разнообразных форм детской (побуждение, поддержка, помощь) и педагогической инициатив (прямое предложение, провокация, постановка поисковой задачи, импровизация);

— умение предусматривать результат деятельности ребенка и авансировано положительно оценивать действия, отношение и поведение ребенка в деятельности: старательность, активность, инициативу, самостоятельность, стремление довести дело до конца;

— умение адекватно возможностям ребенка оценивать результаты его деятельности.

Безусловно, необходимым, на наш взгляд, является такой критерий педагогического взаимодействия, как стиль общения с ребенком. Он рассматривался и оценивался по таким параметрам как:

— использование в общении способов приучения ребенка к нормам поведения;
— общение на уровне глаз (по необходимости);
— общая педагогическая культура (умение слушать и слышать ребенка, сила голоса, такт);
— эмоциональность общения.

Профессиональная практическая умелость педагога в наблюдаемом виде деятельности также относилась к критериям педагогических действий, поскольку именно этот показатель дает право оценивать деятельность детей по качественным характеристикам. Истина проста: чем владеет педагог, тем владеют дети. Этот критерий лучше других способствовал совершенствованию технического мастерства педагога.

И, наконец, третьим в комплексном подходе к оценке педагогической деятельности являлось состояние развивающей среды любого вида деятельности, которая должна была, наряду с общими требованиями к ее созданию, отвечать и специальным внутренним требованиям, связанным с особенностями технологии. Среда должна:

— способствовать мотивации и активизации интереса ребенка к данному со­держанию деятельности;

— отличаться разнообразием и объемом развивающею материала способствовать реализации воспитательно-образовательных задач;

— соответствовать эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам ее оформления;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Так были представлены содержательные качественные критерии оценки педагогической деятельности при управлении педагогическим процессом в ДОУ. Кроме этого были разработаны и количественные показатели, которые легли в основу определения общей оценки организации педагогической деятельности.

Количественные показатели выглядели так:

5 баллов – владеет умением;

3 балла – частично владеет умением;

0 баллов – умение не проявлено.

На основе общей суммы баллов выводились уровни организации наблюдаемого педагогического процесса:

Высокий – 1-ый уровень – 50-40 баллов;

Средний – 2-ой уровень – 39-28 баллов;

Низкий – 3-ий уровень – ниже 27 баллов.

Такой подход к оценке педагогической деятельности, четкость критериев в соответствии с ее особенностями ориентировали педагогов на те качественные действия, которые и составляли суть новой педагогической технологии.