Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 4.

24 Май 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).

Социально-профессиональная мобильность рассматривается в более широ­ком аспекте, чем профессиональная деятельность воспитателя ДОУ, в которой необходимы: гибкость к общении с детьми, готовность к переменам, не привязанность к жёсткому плану, деятельность от желаний и потребностей детей. Социально-педагогическая деятельность больше направлена на создание усло­вий формирования человека, группы, коллектива, включённых в систему обще­ственных отношений и выступающих объектом и субъектом социально-педагогического действия. «Педагогическое» в данном случае не тождественна «социальному», но рассматривается в социальном контексте, так как организа­ция педагогического действия зависит от социального контекста, в данном слу­чае работа воспитателя зависит от заказчиков образовательных услуг: родите­лей, общества, государства. «Социум» тем в большей степени влияет на способ педагогического взаимодействия, чем большими возможностями он обладает.

Деятельность педагога носит преобразовательный характер и отличается объективными и субъективными условиями. В ходе педагогического взаимо­действия изменяется воспитатель, воспитанник, вносятся определённые коррек­тивы в социальную ситуацию. Так например, родители получают педагогиче­ские знания по воспитанию и образованию детей, что меняет их представления по воспитанию; педагоги разрабатывают собственные программы, инновацио­оные технологии, которые получают распространение у педагогической обще­ственности и со временем становятся нормой в образовании дошкольников.

В педагогической работе воспитателя дошкольного образовательного учреж­дения условия, характер и культура труда задаются обществом и выражают дос­тигнутый уровень его развития. Внутренняя стимуляция деятельности — это об­ласть мотивации профессионального поведения, что в широком смысле включает и ценностно-ориентационные компоненты. Область, определяющая конкретную профессиональную педагогическую деятельность, находится между объектив­ными и субъективными условиями, то есть это непосредственные условия, в ко­торых трудится человек, особенности коллектива, социокультурное окружение и т.д. Воспитатель ориентируется на те требования, которые предъявляют ему ро­дители, коллекгив конкретного образовательного учреждения, сложившийся профессиональный настрой коллектива и второго воспитателя в группе. Изуче­ние факторов взаимосвязи и взаимодействия участников образовательного про­цесса в ДОУ стимулирует повышение качества профессиональной деятельности и профессиональной подготовки воспитателя детского сада.

———————————————————————————————————————————

Жизнь с ее эмоциями, стиль и модные тенденции, детки и домашние питомцы, женская красота и здоровье — обо всем этом и не только на сайте wofwom.com. Полезные советы, рекомендации, предлагаемые автором сайта помогут обустроить быт, сохранять семейный очаг, выстроить гармоничные взаимоотношения, спланировать путешествие и будут применимы во многих других сферах жизнедеятельности.

———————————————————————————————————————————

Специфика педагогической деятельности воспитателя предполагает выделе­ние двух уровней социально-профессиональной мобильности: горизонтального и вертикального. Горизонтальный уровень мобильности связан со способно­стью педагога перестраивать себя и свою деятельность в зависимости от ме­няющихся профессиональных функций и условий педагогического труда, атак же горизонтальными перемещениями. Горизонтальные перемещения — это ов­ладение разными сферами педагогической деятельности, выходом за рамки профессиональной деятельности воспитателя, то есть освоение новых сфер дея­тельности, нового профессионального уровня, принятие на себя должностей, равных воспитателю по уровню: инструктора по физической культуре, музы­кального руководителя, педагога-психолога и т.д. Под вертикальной социально-профессиональной мобильностью понимается движение (или способность к движению) по пути совершенствования мастерства, накопления творческого потенциала, интенсивного развития педагога. Вертикальный уровень мобиль­ности предполагает и вертикальные квалификационно-должностные перемеще­ния (экстенсивное развитие), то есть принятие на себя новых «ролей», функций, должностей административного уровня: старшего воспитателя, заведующего ДОУ, выход в другую сферу педагогической деятельности: работа в центрах семьи, педагогических колледжах, университетах.

Интенсивный путь развития воспитателя приводит к постижению «глубины» профессии, экстенсивный — к осмыслению «широты» профессионального диапазона. Способность перестраивать характер деятельности, оставаться педаго­гом в разных условиях, действовать профессионально, грамотно, ответственно — это точка пересечения горизонтального и вертикального уровня социально-профессиональной мобильности.