Социально-профессиональная мобильность современного воспитателя ДОУ. Статья 2.

22 Май 2013, Автор: admin

По научно-исследовательским материалам О.Г. Чеховских (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 300-308).

Социально-профессиональная мобильность воспитателя ДОУ проявляется как в самой профессиональной деятельности воспитателя, так и в организации функционирования дошкольного учреждения. Одним из показателей мобильно­сти воспитателя является процесс преобразования самого себя и окружающей его профессиональной среды. В процессе общения с дошкольниками воспита­тель осваивает различные социальные роли, и меняет их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы:

— учи­тель, т.к. воспитатель формирует комплекс знаний, умений, навыков у детей;

— воспитатель, т.к. формирует нравственные качества у детей: помощь сверстнику, переживание за товарища;

— «мама», т.к. по ходу своей деятельности удовле­творяет биологические, социальные, психологические потребности ребёнка;

— защитник, т.к. отстаивает права и достоинства ребёнка;

— исследователь, т.к. в своей образовательной и воспитательной работе опирается на диагностику уровня развития ребёнка;

— консультант-организатор, т.к. взаимодействует с родителями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития ре­бёнка;

— артист, т.к. принимает активное участие в проведении праздников, раз­влечений для детей, создании игровых ситуаций;

— менеджер, т.к. организует ма­териально-техническую базу группы.

Организация функционирования ДОУ также предполагает социально-профессиональную мобильность воспитателя. Анализируя должностную инст­рукцию воспитатели можно вывести его профессиональные функции: разви­вающую, диагностическую, координирующую. Развивающая функция объеди­няет в себе ряд функций: гностической функции (умения накапливать необхо­димые знания, работать с научной и методической литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия, находить информацию и осваивать её); исследовательской функции (умение вычленять в литературе ведущие положения, анализировать литературу под определённым углом зрения, ставить простые эксперименты в ходе педагогического процесса для выявления эффективности содержания, методов работы, особенностей раз­вития ребёнка, анализировать материал); информационной функции (пользо­ваться средствами речевой выразительности, точно, логично, кратко излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изло­жения (наглядно-действенными, наглядными, словесными), использовать тех­нические средства обучения, активизировать воспитанников в процессе усвое­ния материала); побудительной функции (умение возбуждать интерес, внима­ние, побуждать к активности, к действиям по правилам, по плану, в соответст­вии с нормами, переводить знания в практические действия, оценивать дея­тельности, поступки, убеждать, закреплять знания и навыки воспитуемых в со­ответствии с возможностями возраста). Диагностическая функция включает в себя умения: определять по внешнему виду детей особенности их физического и психического состояния и учитывать это в собственной деятельности; осуще­ствлять контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, уста­навливать соответствие знаний, умений, навыков поведения требованиям про­граммы; вести повседневный учёт воспитательно-образовательной работы, пользуясь разными сё формами, осуществлять коррекцию педагогического процесса; анализировать свою работу и работу коллег, определять её соответст­вие требованиям теории, определять задачи и направления её совершенствова­ния. Координирующая функция — умения устанавливать деловые контакты с коллегами и семьёй, анализировать отношения, которые сложились в семье; учить родителей продолжать воспитательную линию, проводимую детским са­дом; раскрывать им методы общественного воспитания, направленные на фор­мирование личности ребёнка: воспитания индивидуальности, трудолюбия, эс­тетического и физического развития; побуждать родителей к активному уча­стию в работе детского сада; материнская функция-умение обеспечивать ре­жимные процессы в детском саду: сон, питание, умывание, одевание, гигиени­ческие процедуры; создавать психологически комфортный климат каждому ре­бёнку, умение успокоить, приласкать, снять напряжение, понять переживание ребёнка, эмоционатьно на них откликнуться; предвидеть поступки детей, не допускать конфликтов, создавать уютную обстановку, в которой каждый ребё­нок может найти себе занятие.

Из функциональных обязанностей воспитателя видно, что сама деятельность педагога разнообразна. Она включает в себя требования к профессиональным личностным качествам и профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.

К личностным качествам воспитателя ДОУ относится:

— профессиональная на­правленность — комплекс психологических установок на работу с детьми (мо­тивов, способностей, профессиональных интересов и качеств личности);
— эмпатия (сопереживание, эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка);
— педагогический такт (соблюдение правил приличия, чувство меры в профес­сиональной деятельности);
— педагогическая зоркость (способность фиксировать существенные изменения в развитии ребёнка, умение видеть, слушать, чувство­вать детей, понимать их психическое состояние);
— педагогический оптимизм (вера педагога в силы, возможности каждого ребёнка, в результативность обра­зовательной работы);
— культура профессионального общения (организация взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок», «педагог-родитель», «роди­тель-родитель», «педагог-коллеги», понимание детей, родителей, коллег, соз­дание положительного микроклимата в коллективе);
— педагогическая рефлексия ( самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью).

Среди деятельностных качеств педагога ДОУ выделяют следующие умения:

— гностические (умение изучать ребёнка, микроклимат коллектива детей, педаго­гический опыт других людей);
— конструктивные (установление взаимоотноше­ний с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, администрацией ДОУ);
— организаторские;
— специальные умения (умение петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из бросового материа­ла, показывать кукольный театр).

Кроме того, в типовой должностной инструк­ции воспитателя ДОУ прописаны замещения воспитателем отсутствующего пе­дагога (инструктора но физической культуре, музыкального руководителя, пре­подавателя-предметника, если таковой имеется) для обеспечения непрерывного образования дошкольников.

Таким образом, социально-профессиональная мобильность воспитателя ДОУ обусловлена как профессиональной деятельностью воспитателя ДОУ, так и действием социально-экономических законов и является неизбежным следстви­ем. Воспитатель, достигнувший высокого профессионального уровня, имеет возможность занять освободившееся место инструктора по физической культу­ре, а при наличии соответствующего образования и педагога-психолога, музы­кального руководителя, старшего воспитателя. Важнейшими предпосылками профессиональных перемещений педагога являются наличие у специалиста со­ответствующего стимула и реальная возможность изменить рабочее место. В качестве стимула выступает ожидаемое улучшение материальных, социальных, психологических условий жизни.

.

Летние прогулки от рассвета до заката, выезда на дачу и поездки к морю… Для всего этого Вашему малышу просто необходима комфортная обувь. Вот тут, на сайте обувной фабрики «Старатель» Вы найдете отличные сандалики для девочек и мальчиков, удобные и очень недорогие. Так же предлагаем вам тут купить сандали детские от российского производителя.