Предметно-манипулятивные игры как средство ознакомления дошкольников с природой

11 Сен 2014, Автор: admin

Предметно-манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы – листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т.д. («Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др.). Данные игры ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений детей о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, имеют познавательный интерес, образно-логическое мышление детей. При включении игры в экологическое образование дошкольников предусматривается усложнение познавательной деятельности от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию.

Предметно-манипулятивная игра «Ящик ощущений» (для любой возрастной группы)

Цель: развивать тактильную чувствительность дошкольников.

Игровое правило: ощупывать предметы, не заглядывая в коробку.

Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.

Время: этот вид деятельности может не требовать специального времени. Дети могут исследовать предметы в ящике в любое время.

Заведите в группе «ящик ощущений» и каждый день кладите в него какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети с удовольствием просовывают руку в такой ящик и стараются на ощупь определить, что в нем находится.

Для того чтобы изготовить такой ящик, возьмите плотно закрывающуюся картонную коробку и прорежьте в стенке отверстие, чтобы в него пролезала рука ребенка. Чтобы дети определяли предметы в коробке только на ощупь, можно пришить к отверстию рукав от старого детского свитера или часть тонкого шерстяного носка. Проверяйте, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Можно устраивать конкурсы, например, в течение недели, и награждать победителей.