Применение компьютерных технологий в педагогическом процессе современной дошкольной образовательной организации

24 Ноя 2016, Автор: admin

Информационными технологиями в педагогике обучения являются все технологии, применяющие особые технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, раскрываю абсолютно новые, еще не исследованные технологические версии, связанные с уникальным потенциалом современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации ребенку с помощью компьютера.

Целью компьютерных технологий оказывается возникновение навыков работы с информацией, рост коммуникативных способностей, подготовка индивидуума «информационного общества», образование исследовательских умений, способности принимать приемлемое решение.

Немаловажно понять, что овладение компьютерными технологиями становится высокоактивным педагогическим средством развития всесторонне образованной личности и обладает множеством функций, воздействующих на формирование картины мира ребенка. Перечислим несколько таких функций, которые возможно выделить в ходе применения компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

Познавательная функция. Изучение компьютерных технологий раскрывает перед дошкольниками большое количество новейших форм деятельности, свежих представлений и вероятность проявления своей собственной инициативы. Помимо этого, у детей проявляется и развивается потребность к этому виду деятельности, желание узнать все возможности компьютерных технологий.

Обучающая функция. Постижение компьютерных технологий оказывают участие в развитии мыслительной деятельности дошкольников, способности выражать желаемый итог работы, умение строить логические цепочки, позволяющие получить желаемый результат и т.д. В процессах изучения компьютерных технологий у детей развиваются и расширяются математические знания, знания о цветовой палитре и технологии извлечения изображения. Применение знаний и умений, полученных в игровой компьютерной среде, приводит к их актуализации, а желание играть ‒ к стремлению их получения.

Коммуникативная функция. Важную роль, при изучение компьютерных технологий, получает умение общаться и работать в группе сверстников. Формированию и развитию данной функции служат взаимодействие в команде, а также сетевые технологии.

Воспитательная функция. Занятие под руководством педагога, обязательность выполнения его требований дисциплинирует детей, и способствует их подготовке к обучению в школе. Дети наживают свой собственный нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

Регулятивная функция. Понимание значимости, весомости владения компьютерными технологиями способствует появлению социальных чувств, влияет на осмысление ребенком своей важности в обществе, способствует осознанию им норм поведения в обществе и соблюдению законов государства, а исходя из этого, осуществляет регулятивную функцию, то есть регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений в коллективе.

Культурная функция. Развивая сознание детей, их ощущения, креативность воображения, углубляет их знания, освоение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, применять и принимать различные материальные и духовные ценности, и, исходя из этого, увеличивает их культуру. Одной из составляющих культуры будущих обитателей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.

Престижная функция. Овладение компьютерными технологиями становится ценным показателем положения ребенка в обществе, воздействует на формирование самоуважения.

Прогностическая функция. Изучение компьютерных технологий готовят детей дошкольного возраста к будущему — к новому коллективу, новым потенциалам компьютерной техники, новым открытиям в науке, новым видам деятельности и новым людям.

Преимущества использования компьютерных технологий при работе с детьми следующие:

— демонстрация информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес;

— несет в себе образный вид информации, понятный дошкольникам;

— благодаря наличию движения, звука, мультипликации внимание дошкольника долгое время концентрируется на объекте;

— обладает катализатором познавательной активности ребенка;

— дает возможность индивидуального обучения;

— в процессе работы за компьютером ребенок приобретает решительность в себе;

— обеспечивает возможность моделировать актуальные жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в будничной жизни.

Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Отбор сопровождающего материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов.

2. Подбор вспомогательного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздничных мероприятий и иных событий.

3. Обмен опытом, знакомство с электронными периодическими изданиями, наработками других педагогов всей страны.

4. Ведение групповой документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и планы ежедневно, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем вносить в нее лишь незначительные изменения.

5. Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

А также, применение ИКТ помогает процесс взаимодействия с родителями сделать белее интересным и информативным. Так, благодаря использованию презентаций педагоги имеют возможность не только представить какие-либо теоретические сведения, но и наглядно продемонстрировать отдельные части занятий, фрагменты самостоятельной деятельности детей и мероприятий проводимых в ДОО без участия родителей.

Можно сделать вывод о том, что только благодаря компьютерным технологиям в современном образовании невозможно решить все проблемы. Они остаются всего лишь многофункциональным техническими средствами обучения. Не уступают им по значимости и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, развития и воспитания дошкольников, которые способствуют не простому «вкладыванию» в ребенка определенного запаса знаний, но помогают создавать необходимые условия для демонстрации его познавательной активности. Информационные технологии, в комплексе с безупречно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, конструируют требующийся уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Из этого следует, что использование ИКТ в ДОО позволяет сделать педагогический процесс в достаточной степени простым и продуктивным, способствует уменьшению траты времени на ручной работы, раскрывает потенциал раннего образования детей.

.

Дорошенко И.Н.

Опубликовано: Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 ноября 2016 г., г. Сургут). / в 4 ч. Ч.3 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 30-32.