Роль музыки в развитии эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста

27 Ноя 2016, Автор: admin

Огромна роль музыки, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:

— как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;

— как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;

— как способность эмоционального сопереживания музыке;

— как эмоциональный отклик на произведения искусства.

По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».

Одним из ярких средств развития эмоциональной отзывчивости является музыка.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.

«Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку».

С первых месяцев развивающейся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей.

К подбору репертуара предъявляются особые требования: выразительность, художественность произведений (яркие образы); разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров; доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

На каждом занятии музыки в младшей группе создается совершенно особая атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. Вступительная беседа перед первым прослушиванием музыки, продуманная, интересная, может включать рассказ об общем содержании произведения, его жанре, сведения о композиторе и т. д. Его рассказ – яркий, образный, но в то же время краткий, поскольку дается лишь общее направление, некоторый ориентир для восприятия музыки, не исчерпывающий смысловой многозначности музыкального образа. Знакомство с музыкальным произведением, исполненным высокохудожественно, начинается с его целостного восприятия. Перед повторным прослушиванием педагог обязательно задает вопросы («Какая музыка рассказала о зайчике — быстрая или медленная, громкая или тихая?»). Только так дошкольники услышат ведущие средства музыкальной выразительности, научатся воспринимать динамичный образ произведения. Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умения в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа.

.

Крымгужина З.З., Узянбаева Г.Н.

Опубликовано: Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 ноября 2016 г., г. Сургут). / в 4 ч. Ч.3 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 88-89.