Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста
12 Июн 2016, Автор: adminМы уже обращались к данной теме и отмечали, что исследователи выделяют три основные музыкально-сенсорные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма (Б.М. Теплов). Они являются основополагающими в музыкальной деятельности, так как составляют ядро музыкальности, а развиваются они в процессе музыкального воспитания дошкольников.
Однако некоторые исследователи ладовое чувство и музыкально-слуховые представления рассматривают как единую способность и называют ее ладовысотным слухом (Н.А. Ветлугина). При этом ладовое чувство определяется как эмоциональный компонент музыкального слуха, а музыкально-слуховые представления как слуховой компонент и особо подчеркивается их неразрывная связь. Объединение указанных способностей говорит о необходимости развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
Значимым является вопрос о том, в каких видах деятельности происходит развитие музыкально-сенсорных способностей.
Исследования доказали, что эмоциональная отзывчивость развивается во всех видах музыкальной деятельности, так как без нее невозможно прочувствовать и осмыслить музыкальное содержание, а, следовательно, и выразить его в деятельности.
Ладовое чувство развивается во время пения. Когда дети поют, они прислушиваются и к себе, и друг к другу, а также контролируют правильность интонации слухом.
Музыкально-слуховые представления развиваются в тех видах деятельности, где требуется различение и восприятие мелодии по слуху. В первую очередь здесь следует отметить пение и игру на звуковысотных музыкальных инструментах.
Развитие чувства ритма происходит в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, которые по своему характеру должны соответствовать эмоциональной окраске музыки.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности детей способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста, активизируют их слуховое внимание и помогают накопить первичные ориентировки в языке музыки.