Развитие музыкальной деятельности дошкольников с помощью музыкально-дидактических игр и пособий
09 Июн 2016, Автор: adminВ развитии музыкальной деятельности дошкольников широко используются разнообразные музыкально-дидактические игры и пособия.
Музыкально-дидактические игры отличает то, что в них имеются определенные правила, игровые действия или раскрывается сюжет.
Музыкально-дидактические пособия, представленные карточками, картинками с передвижными деталями, включают в себя зрительную наглядность.
На сегодняшний день существуют различные классификации музыкально-дидактических игр и пособий. Например игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей, подразделяют на настольные, подвижные и хороводные (Н.А. Ветлугина).
Существует классификация, построенная на видах музыкальной деятельности, которые осваиваются с помощью тех или иных игр и пособий.
У Л.Н. Комиссаровой мы находим разделение музыкально-дидактических пособий на три группы:
— для развития музыкального восприятия;
— на различение характера музыки;
— для определения элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Заслуживает внимания и такая классификация, в основе которой лежит развитие музыкальных способностей дошкольников. Как известно, это одна из основных задач музыкального воспитания в ДОУ.
Музыкально-дидактические игры и пособия оказывают неоценимую помощь в развитии у детей трех основных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Игры и пособия для развития ладового чувства помогают детям различать знакомые мелодии, определять характер музыки, узнавать жанр произведения и чувствовать смену построений в отдельных его частях. В данном случае используются все виды игр и пособий. В настольных играх типа лото детьми закрепляется соответствующий рисунок мелодии; в сюжетных и несюжетных подвижных играх дети учатся согласовывать движения персонажей с характером музыки и сменой жанров.
Различению и воспроизведению детьми звуковысотного движения способствуют игры и пособия, направленные на развитие музыкально-слуховых представлений. К ним относятся игры, предполагающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Это могут быть музыкально-дидактические пособия, а также настольные и хороводные игры.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений предполагают моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств, что позволяет связать воедино слуховые, зрительные и тактильные представления детей.
Игры и пособия для развития чувства ритма позволяют ребенку активно (двигательно) переживать музыку, учат чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить его в соответствующих движениях.
Музыкально-дидактические игры и пособия должны быть привлекательны и интересны ребенку дошкольного возраста, а также просты и доступны. В таком случае, они будут возбуждать у детей желание петь и танцевать, слушать музыку и играть на детских музыкальных инструментах.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий обогащает музыкальные занятия, делает их более содержательными и интересными. Также они способствуют более эффективному усвоению детьми программы по развитию певческих навыков, музыкально-ритмических движений, восприятию музыки и музыкальному творчеству.