Развитие музыкальных способностей дошкольников: обобщение передового педагогического опыта

24 Фев 2013, Автор: admin

Развитие музыкальных способностей дошкольниковОбобщение передового педагогического опыта по проблеме развития музыкальных способностей дошкольников (МДОБУ «Детский сад № 27 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области»).

1. Название проблемы: Формирование личности дошкольников в музыкально-художественной деятельности во взаимодействии  с учреждениями культуры.

2. Условия возникновения проблемы: Мир сегодня стремительно меняется, и человеку все труднее удается сохранить гармонию с окружающей действительностью.  Как показала практика,  дети имеют определённый багаж знаний, но не могут самостоятельно решить жизненные задачи, адекватные возрасту. А так как формирование личности дошкольников возможно в музыкально – художественной деятельности, то это способствовало  написанию    программы «Музыкальный калейдоскоп».

3. Актуальность и перспективность опыта:

Актуальность проблемы обусловлена:

1. Социальным заказом общества по воспитанию людей с гибким мышлением, способных к творческой деятельности.

2. Появлением федеральных государственных требований к формированию личности дошкольника и необходимостью их реализации на практике. Дальнейшее использование опыта  позволяет:

— ребёнку: осуществлять эмоционально – чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

— взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально – чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ и дома музыкой, используя её психофизиологические социокультурные эффекты.

Развитие музыкальных способностей дошкольников4. Теоретическая база опыта: При разработке программы мы опирались на идеи О.П. Радыновой,О.А. Куревиной, Т.Н. Девятовой, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.П. Печко, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова.

Педагогические условия творческого развития детей средствами музыки отражены в работах Э.Б.Абдуллина О.А.Апраксиной, Е.А.Бодиной, Н.А.Ветлугиной.

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов).

5. Новизна опыта состоит в создании системы взаимодействия с учреждениями культуры города Новотроицка (музей, библиотека, музыкальная школа, хореографическая студия) для развития личности дошкольников.

6. Технология опыта включает разработку программы по развитию интегративных качеств личности дошкольников в музыкально-художественной деятельности, разработку тематического  плана работы по развитию личности дошкольников во взаимодействии с учреждениями культуры города и внедрение его в практику: поощрение инициативы и стремления ребят к импровизации, развитие творческой активности, логического мышления, творческого воображения,  самостоятельности в поисках способа передачи музыкальных образов в  мимике, движении, рисунке, используя возможности учреждений культуры города с привлечением к сотрудничеству родителей, что существенно влияет на повышение уровня развития личности дошкольников. 

Развитие музыкальных способностей дошкольников7. Результативность опыта: Интегративные качества выступают в роли характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного детства и являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяют ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту. Это необходимый и достаточный уровень личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка для успешного освоения школьных образовательных программ.

Диагностика воспитанников в ходе наблюдения, анкетирования, анализа устных ответов и  и проведенный анализ ее результатов позволяет говорить о целесообразности проведенной работы. То есть, при создании условий для развития личности дошкольника, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога, работников учреждений культуры и родителей у детей достигается более высокий уровень развития интегративных качеств личности.

8. Адресная направленность опыта: Программа может быть использована в кружковой работе музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, студентами педагогических специальностей университетов, институтов, колледжей, учителями музыки, педагогами дополнительного образования.