Развитие музыкальных способностей дошкольников во взаимодействии с социальными институтами
19 Мар 2013, Автор: adminМузыка — это такой вид искусства, который обладает ярко выраженными специфическими средствами воздействия не только на взрослого человека, но и на ребенка с самых первых лет его жизни. Невозможно переоценить роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подрастающего малыша, ведь она, за счет своей высокой эмоциональной насыщенности, воспитывает волю и чувства ребенка, формирует музыкальный вкус и общий кругозор.
Развитие музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности целесообразно начинать как можно раньше. Упустив сензитивный период дошкольного детства, впоследствии будет довольно сложно восполнить пробелы в музыкальной культуре ребенка. Это может отрицательно сказаться и на общем развитии малыша. Ведь в процессе музыкально-художественной деятельности у ребенка формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Принято считать, что основным педагогом, обеспечивающим развитие музыкальных способностей дошкольников в ДОУ, является музыкальный руководитель. Это действительно так, однако только при взаимодействии ребенка с данным специалистом, музыкальное развитие ребенка будет не полным. Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольника важно помнить о роли совместной музыкально-художественной деятельности с воспитателем, которая организуется в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т.п.; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э.П. Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимные моменты и т.д.
Совместная работа детского сада, семьи, других социальных институтов, направлена на формирование базовой культуры личности, обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей. Развитие музыкальных способностей дошкольников во взаимодействии с социальными институтами обеспечивает музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).
Взаимодействие ДОУ с социумом состоит из нескольких аспектов и включает:
— взаимодействие с учреждениями образования, культуры:
Администрация города Оренбурга — получение нормативно-правовых документов, методической помощи, участие в совещаниях, конференциях, круглых столах, участие в конкурсах «Праздник цветов», «День города», аттестация педагогических кадров, аттестация, лицензирование и аккредитация ДОУ, повышение педагогической квалификации.
Школа — посещение учителями занятий детей подготовительной к школе группы, родительских собраний детей данной возрастной группы, экскурсии детей в здание школы и кабинеты начальных классов с целью преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Библиотека, которую посещают дети с целью знакомства с работой библиотекаря, на базе библиотеки проходят занятия по ознакомлению с окружающим, по познавательному развитию, по нравственно — патриотическому воспитанию.
Краеведческий музей посещают дети для знакомства с природой нашего края, его историческим прошлым для расширения кругозора и обогащения словаря детей.
Институт искусств им М. и Л. Ростроповича. Музыкальная школа — приучает детей к серьёзной, классической музыке; ежегодно учащиеся школы искусств приходят с концертами в детский сад (участниками которого являются наши бывшие воспитанники), а наши дети, приходят на концерт в музыкальную школу, где знакомятся с музыкальными инструментами; на базе Института искусств проходят конкурсы «Звездочки Оренбуржья».
Дом детского творчества — дети занимаются в кружках и студиях и выступают перед воспитанниками детского сада.
Театры (Театр музыкальной комедии, Театр кукол «Пьеро») — приглашение актеров театра в детский сад, где они разыгрывают представления для детей в стенах дошкольного учреждения.
Дворец культуры и спорта, где имеется спортивный инвентарь и всё необходимое оборудование. На территории Дворцов культуры и спорта проводятся спортивные мероприятия, в которых принимают участие семейные команды детского сада.
— взаимодействие с учреждениями здравоохранения:
Детская поликлиника — ежегодно проводится осмотр детей врачами узкой специализации (старшая и подготовительная группы), а также ежемесячные осмотры фельдшером и проведение прививок; кроме этого выступление перед родителями на родительских собраниях и индивидуальные консультации.
— взаимодействие с учреждениями надзора и контроля:
ЦГСЭН — совместная работа по соблюдению санитарно — гигиенического режима в учреждении, контроль за качеством воды, пищи, соблюдением температурного режима, что способствует правильной организации воспитательно — образовательного процесса.
ГГЧ (пожарная часть) — контроль за выполнением правил пожарной безопасности, организация экскурсий, викторин. На базе детского сада проводятся праздники , викторины и развлечения с участием сотрудников пожарной части города Оренбурга.
ПЛАН взаимодействия с социальными институтами
СЕНТЯБРЬ. Экскурсия в среднюю общеобразовательную школу в рамках празднования Дня Знаний, 01 сентября.
ОКТЯБРЬ. Спектакль артистов Новотроицкого театра кукол.
НОЯБРЬ. Встреча с камерным квартетом Оренбургской филармонии.
ДЕКАБРЬ. Знакомство с экспонатами русского музея, «Эрмитажа». Просмотр слайдов.
ЯНВАРЬ. Экскурсия на выставку детских рисунков в театр кукол «Пьеро». Просмотр сказки.
ФЕВРАЛЬ. Концерт артиста Оренбургской филармонии А.У. Усманова, (народные инструменты».
МАРТ. Спектакль артистов Оренбургского театра драмы «Сказки заморского царя».
АПРЕЛЬ. Спектакль артистов Новотроицкого театра кукол «Кот и заяц».
МАЙ. 1. Выступление-концерт учеников ДШИ. Музыкальная сказка. Игра на музыкальных инструментах. 2. Спектакль артистов Оренбургского театра кукол «Пьеро».
Анализ взаимодействия ДОУ с социальными институтами