Сетевое взаимодействие как путь совершенствования образовательных связей

07 Ноя 2016, Автор: admin

Идея сетевого взаимодействия тесно связана с развитием управленческих подходов, в том числе в сфере образования. Детские сады являются «учреждениями дошкольного образования». Это означает несколько важных моментов: учреждение находится на попечении муниципалитета и относится к дотационной, социальной сфере, оно реализует государственный заказ и финансируется в том объеме и на те цели, которые обеспечивают реализацию муниципального заказа. Большинство учреждений дошкольного образования обслуживаются централизованной бухгалтерией, помещения детского сада не являются его собственностью и т.п. Все это отличает детский сад как учреждение от организации, которая должна выживать в условиях рынка, анализировать конкурентную среду, проектировать свое развитие, оперативно реагировать на изменения и быть максимально открытой.

В настоящее время мы наблюдаем ряд противоречий: фактически оставаясь учреждением, детский сад вынужден действовать как организация. К нему предъявляют все больше требований (как государство, так и непосредственные потребители услуг – родители), которые призывают к переходу на открытые способы взаимодействия, ожидают существенного расширения сферы услуг и качества образования, хотя, в общем и целом, стиль взаимодействия с учредителем и источниками финансирования остается прежним.

Большинство предъявляемых требований не вписываются в привычное устройство ДОУ. Например, призыв к открытым формам взаимодействия по большей части так и остается призывом, потому что взаимодействие с коллегами из других ДОУ предполагает дополнительную нагрузку, но не несет в себе очевидных выгод.

Возможности ДОУ в расширении спектра и качества предоставляемых услуг также ограничены доступным ему финансированием. Кадровый состав большинства дошкольных образовательных учреждений, малое количество сотрудников, имеющих высшее образование соответствующей направленности, зачастую приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными, так как для этого требуется интеллектуальный и ресурсный потенциал совершенно иного порядка.

Получается, что для выполнения задач, поставленных перед ДОУ, необходимо существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное), учитывая при этом, что взаимоотношения с государством и его полномочными представителями изменяться не будут. На наш взгляд, решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что создание сети эффективно, только при совместном взаимодействии учреждений, семей и социума.

Отношения взаимной выгоды, двусторонней полезности, лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия, что характерно также и для становления особых отношений между участниками: возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.

Понятия «сеть», «партнерство», «сетевое взаимодействие», «сетевые эффекты» получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.

Изучая литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что каждый автор и образовательное учреждение трактуют понятие «сетевое взаимодействие» по-своему:

— сетевое взаимодействие как кустовое объединение педагогов во главе с Ресурсным центром (УО);

— сетевое взаимодействие между учреждениями в целях использования образовательных ресурсов;

— сетевое взаимодействие через Интернет; и др.

Обобщив все изученные материалы, мы, в первую очередь для себя, определили, что такое сетевое взаимодействие

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов (совместное использование ресурсов хорошо прослеживается в отчёте по реальному сетевому взаимодействию).

Для функционирования сети нами была разработана нормативно-правовая база, регулирующая сетевое взаимодействие.

— Положение о сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями микрорайона.

— Договор с образовательными учреждениями микрорайона о сетевом взаимодействии.

— Договор о сетевом взаимодействии с объектами социума.

— Положение об организации инновационной деятельности.

— Приказы об утверждении программ, перспективно-тематических планов по реализации семейных проектов по четырём основным направлениям развития ребёнка.

— Положение о долгосрочном проекте «Праздник к нам приходит» – инновационный проект, который предполагает развитие сетевого взаимодействия с объектами социума через организацию праздников, соревнований, конкурсов и т.п.

Далее, определили главную цель сетевого взаимодействия – это повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ, входящих в сеть.

Определили уровни функционирования сети:

— уровень прямого управления. К этому уровню относятся ресурсные центры и ДОУ микрорайона;

— уровень прямого контакта. На этом уровне осуществляется организация и взаимодействие ДОУ с ресурсными центрами;

— уровень информационного взаимодействия. Ответственность за эффективность работы этого уровня возлагается непосредственно на коллектив нашего детского сада. На данном уровне осуществляется трансляция опыта работы, обмен опытом с другими ДОУ и ресурсными центрами.

Как строится работа при сетевом взаимодействии?

Данная сеть состоит из главного координатора ресурсных центров. Главным координатором может выступать педагогический коллектив МБДОУ, а также из сетевых узлов: ДОУ микрорайона и объектов, близлежащего социума.

Каждый из сетевых узлов (образовательное учреждение, семья, объекты социума) взаимодействует между собой, предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения. На данной схеме определены сетевые узлы, уже вовлечённые в совместную деятельность, и узлы, которые планируется включить в сетевое взаимодействие.

Какие преимущества получает детский сад, вступивший в сеть?

— Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети.

— Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты, расширяет пути взаимодействия.

— В-третьих, детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т.п.

— В-четвертых, детский сад включается в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.

За счет сетевого взаимодействия руководитель детского сада может переходить от реактивной модели управления к проективной, планируя и обеспечивая наиболее перспективные направления развития.

В нашем учреждении взаимодействие в системе сетевого сообщества реализуется двумя способами:

1. Виртуальное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.

2. Реальное взаимодействие нескольких образовательных учреждений, семей воспитанников, объектов социума с целью совместной реализации образовательных проектов.

Взаимодействие между сетевыми объектами вышеуказанными способами осуществляется за счет следующих механизмов сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга, либо большая часть участников сети стакивается с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения), любой участник может заявить о затруднении, которое у него возникло. Совместно с координационным центром проблема формируется в заказ к сети, и объявляется сетевой конкурс.

Сетевое обучение предполагает повышение профессионального уровня в сети дошкольного образования.

.

Е.П. Ажогина, С.Б. Ракитянская

Опубликовано: Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – С. 13-17.