Социализация «детей в трудной жизненной ситуации» в ДОУ

10 Ноя 2016, Автор: admin

Дошкольный возраст ребёнка – самый сензитивный период жизни человека. В этом возрасте ребёнок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. В этом возрасте от 3 до 6 лет ребёнок становиться самостоятельным, принимает правила поведения за столом, правила общения с детьми, взрослыми. Он может полностью адаптироваться к новым условиям жизни. Социализация здоровых детей проходит, как правило, без проблем и без последствий, что нельзя сказать о детях «группы риска», у которых есть проблемы в развитии, речь идет о детях с задержкой психического развития, которым необходима особая индивидуальная программа для обеспечения благоприятной и положительной адаптации и социализации детей к детскому саду.

Актуальность нашей темы обусловлена, с одной стороны, интересом её изучения, с другой стороны, недостаточной её разработанностью. По сути термин «группа риска» уже вышел из научного использования, но по-прежнему этот термин употребляется как в педагогике, так и в психологии.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и в эту категорию входят дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии.

Рассмотрим проблему социализации «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в дошкольном образовательном учреждении. Такие дети, как правило, с трудом адаптируются в дошкольном образовательном учреждении к новым условиям и им нужна особая поддержка как воспитателей и узких специалистов учреждения, так и их родителей.

Неоценимый вклад в развитие ребёнка вносит грамотно составленная индивидуальная программа для каждого ребёнка, ведь каждый ребёнок индивидуален. Здесь можно сразу обратится к плюсам индивидуальной программы:

— программа составлена с особенностями ребёнка;

— благодаря этой программе ребёнок сможет лучше адаптироваться в новых условиях и сформируется позитивное отношение как к детскому саду ,так и к педагогам.

Большое влияние имеет психологическое сопровождение детей в дошкольном учреждении. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба воспитанника. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

Работа с семьей «ребенка в трудной жизненной ситуации» является очень важным средством для достижения общей цели. Соблюдение условий и рекомендаций данным родителям помогут детям быстрее социализироваться ребёнку к новым условиям жизни. В качестве заключения хотелось бы обратиться к мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические. И задача как воспитателей, так и узких специалистов не упустить сензитивный период дошкольного возраста и максимально воспользоваться всеми возможностями ребёнка для дальнейшей его успешной социализации как в дошкольном учреждении, так и далее в социуме.

.

Тырина М.П., Полякова А.И.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 сентября 2016 г., г. Омск). – Стерлитамак: АМИ, 2016. — С. 38-39.