Нравственное воспитание дошкольников

20 Май 2017, Автор: admin

На протяжении всего периода развития человечества проблема нравственного воспитания была актуальна и значима. Каждая историческая эпоха характеризуется пристальным вниманием к процессу и результатам нравственного воспитания и формированию культуры поведения, на которые накладывают отпечаток существующие социально-экономические условия и уровень культурного развития общества.

Современный культурно-исторический этап развития нашей страны характеризуется кризисным состоянием российского социума переоценкой широкого спектра ценностных ориентиров государства и общества, что делает проблему нравственного воспитания подрастающего поколения особо актуальной. Особенности современной социокультурной среды осложняют процесс нравственного воспитания. Современная массовая культура зачастую агрессивна и оказывает на детей негативное влияние, наблюдающийся распад общественных связей ослабляет процесс педагогизации окружающей среды как важного фактора нравственного и гражданского воспитания личности.

Однако отмечаются и позитивные тенденции, которые заключаются в освобождении от стереотипов и в более свободном и раскованном проявлении современным человеком своих потребностей, реализации модели поведения. При этом возрастает личная ответственность человека за выбор поведенческой стратегии в отношении себя, своих близких, окружающих, социума. Поэтому важно обращать внимание на нравственные позиции подрастающего поколения и уже с дошкольного возраста не только научить ребенка правилам поведения, но и обеспечить культурные практики освоения нравственно-этических норм, способствующих овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированно в рамках других образовательных областей.

ФГОС ДО задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка.

Нравственные нормы и культура поведения представляют собой достаточно устойчивые формы построения повседневной жизнедеятельности человека в быту, общении и различных видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, должны быть полезны для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета.

Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является задача формирования у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни. В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках.

Как известно, дошкольный возраст является первоначальным периодом становления личности и сензитивным для формирования основ нравственности, что подтверждается многими психолого-педагогическими исследованиями:

– проблеме нравственного воспитания посвящены исследования Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова;

–подходы к нравственному воспитанию определены О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой;

– методика нравственного воспитания и воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста представлена в работах И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, Т.В. Черник, А.И. Шемшуриной;

– труды Н.А.Дудиной, А.В. Елисеевой, СИ. Максимовой, В.Ф. Ломовой, О.Г. Литяйкиной, И.В. Резанович, Т.И. Софроновой посвящены эстетическому и нравственно-эстетическому воспитанию и развитию детей;

– проблема социально-нравтвенного воспитания изучается С.В. Варнаковым, Р.А. Лахиным, Е.А. Шанцем;

– вопросам нравственно-патриотического воспитания уделяют внимание Е.Н. Бородина, А.А. Куделич и др.

Авторами представлены разные точки зрения и предложены различные способы формирования нравственности, но все они сходятся в том, что решение задач духовного становления личности, нравственного и гражданского воспитания являются приоритетными в современном дошкольном образовании.

Современными исследователями (Т.В. Забельская, О.В. Куниченко, Е.В. Михеева, О.М. Потаповская, Л.Б. Уварова) процесс нравственного воспитания дошкольников рассматривается как совокупность последовательных взаимодействий участников образовательных отношений, обеспечивающих нравственную воспитанность ребенка и качество педагогической деятельности в целом.

В образовательном процессе детского сада дети приобщаются не только к моральным ценностям человечества, но и к культурным особенностям, ценностям и традициям конкретного общества, в котором живет и развивается ребенок. Это задача не одного дня и не одного года. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду осуществляется постепенное овладение им нормами и правилами поведения и взаимоотношений, которые принимаются и присваиваются ребенком, становятся личностно-значимыми.

Для достижения подобных целей недостаточно работы одного детского сада. Огромное значение приобретает активизация института семьи, повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников и тесное взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.

Роли семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника посвящены исследования таких авторов как Б.В. Боваева, А.А. Лебедь, Е.П. Москвитина, О.Д. Мукаева, Г.Н. Пивнева, Л.С. Хидирова, С.Н. Юревич. Исследователями рассматриваются как общие вопросы нравственного воспитания ребенка в семье и потенциал семьи в становлении нравственных ценностей у дошкольника, так и специфические, связанные с использованием тех или иных форм, средств и методов семейного формирования нравственных норм у ребенка.

Вышесказанное обозначает несомненную актуальность проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и обуславливает выбор направления нашей исследовательской деятельности.

Проведенный в рамках исследования теоретический анализ позволил определить ряд факторов, выполняющих главную роль в процессе формирования нравственных воззрений дошкольника. В первую очередь к данным факторам относятся родительское тепло и взаимоуважение, демонстрируемые в семье. Доверительные, дружеские детско-родительские отношения обеспечивают авторитет родителей, уважение со стороны детей, восхищение и их стремление во всем подражать родителям. Все это обеспечивает проявление детьми подобных качеств по отношению к другим (взрослым и сверстникам) и становится основой формирования нравственных качеств. Во-вторых, важна содержательная сторона детско-родительских взаимоотношений. Общность интересов, увлеченность выполняемой деятельностью, слаженность совместной работы, взаимодействие на уровне равноправных партнеров обеспечивает присвоение ребенком норм и ценностей, значимых для родителей и пропагандируемых ими в семейном воспитании. Большое значение имеет наличие дисциплины в семье и используемый ими вид наказаний. Дисциплина должна быть постоянным требованием, а наказания за ее нарушение – не унижающими личность ребенка. Уважение к подрастающей личности также является одним из значимых моментов воспитания нравственности. Немаловажное значение имеет обеспечение и поддержка самостоятельной деятельности детей, что позволяет ребенку конструировать свой собственный стиль поведения на основе освоенных ценностей.

В исследованиях отмечается, что доброжелательная атмосфера в семье, обеспечивающая ребенку психологический комфорт и чувство защищенности, наилучшим образом способствуют его благополучию, стимулируют его созидательную активность и направляют его развитие.

В процессе констатирующего эксперимента мы выясняли представления родителей наших воспитанников о значении и способах нравственного воспитания дошкольников в семье. Мы выяснили, что большинство родителей считают себя хорошими воспитателями. Однако наблюдения за детско-родительскими отношениями позволили заключить, что многие из этих родителей недостаточно критичны к себе и к своей воспитательной стратегии. Действительно, они часто делают замечания своим детям о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, но при этом абсолютно не обращают внимание на то, какие образцы поведения сами демонстрируют детям. Им не составляет труда обругать кого-либо в присутствии ребенка, прийти за ребенком в детский сад в состоянии алкогольного опьянения, унизить ребенка на глазах у сверстников словами или даже действиями.

Часть родителей отмечают свою неподготовленность к воспитанию детей в целом и к нравственному воспитанию в частности. Они заявляют о недостатке знаний из области дошкольной педагогики и высказывают опасения о том, что их несостоятельность как воспитателей затруднит подготовку и обучение ребенка в школе.

Таким образом, модернизация российской системы образования, и дошкольного в частности, актуализирует семейное воспитание и выдвигает новые требования к образовательным учреждениям в плане обеспечения единого педагогически целесообразного влияния на ребенка семьи и детского сада. Сегодня необходим поиск новых форм работы с семьей и дошкольниками. Эти формы предполагают естественное включение ребенка в общественную систему нравственных отношений через активизацию процессов самоорганизации и самореализации взрослых (родителей), которые являются для ребенка образцами поведения и эталонами эмоциональных реакций на разные ситуации жизнедеятельности.

Поэтому в рамках исследования мы разработали такие формы взаимодействия с родителями, которые позволяют выработать практические умения и навыки организации педагогически целесообразных внутрисемейных отношений, предполагающие использование эффективных и хорошо зарекомендовавших себя традиций и обычаев в нравственном воспитании детей с малых лет. Мы считаем, что подготовка родителей к воспитанию детей должна заключаться, прежде всего, в повышении уровня их педагогической культуры.