Духовно-нравственное воспитание ребенка в двигательной деятельности
20 Янв 2013, Автор: adminСовременное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании.
В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия по физической культуре содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.
В последние два года принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Среди них «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В документе определены:
— цель: развитие каждого ребенка;
— форма: игра;
— принципы: интеграция образовательных областей;
— комплексно-тематическое построение педагогического процесса.
На этих позициях должна строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.
В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства нравственного воспитания, как:
— содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;
— подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
— соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);
— спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;
— деятельность педагога как образца нравственного поведения, суждений, взглядов.
Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:
— оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;
— положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;
— убеждение — применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;
— накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.
Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:
— развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
— создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
— развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
— развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
— знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение художественной литературы», «Музыка»).
Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми по четырем направлениям:
1) ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2) обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3) привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Статья подготовлена по научно-исследовательским материалам Н.В. Михайловой, к.п.н., доцента кафедры педагогики дошкольного и начального образования факультета дошкольного и начального образования ОГПУ, г. Оренбург.
В полной версии статья представлена в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 14-18.) под названием «Формирование духовно-нравственных начал и укрепление здоровья в двигательной деятельности дошкольников».
Автор ориентирует будущих педагогов ДОУ на целенаправленный подбор и планирование подвижных народных игр с целью приобщения к народным традициям, которые духовно обогащают детей, поддерживают интерес к истории, культуре и помогают узнать свои истоки.