Духовно-нравственное воспитание ребенка в двигательной деятельности

20 Янв 2013, Автор: admin

Духовно-нравственное воспитание ребенка в двигательной деятельностиСовременное общество нуждается в гармонично разви­тых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное вос­питание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании.

В дви­гательной деятельности нравственные качества форми­руются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содей­ствует закреплению нравственных представлений в чув­ствах, переживаниях, привычках.

Занятия физическими упражнениями оказывают боль­шое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формиру­ется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия по фи­зической культуре содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физ­культурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении счи­таются подвижные игры и физические упражнения.

В последние два года принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты раз­вития дошкольного образования. Среди них «Федеральные государственные требования к структуре основной обще­образовательной программы дошкольного образования». В документе определены:

—  цель: развитие каждого ребенка;

—  форма: игра;

—  принципы: интеграция образовательных областей;

—  комплексно-тематическое построение педагогическо­го процесса.

На этих позициях должна строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интерес­ных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать на­родные праздники и игры, способные объединить воспи­танников, педагогов и родителей.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.

В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства нравственного воспитания, как:

—  содержание и организация учебно-тренировочных за­нятий. Бережное отношение к результатам труда воспиты­вается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольни­ков к добросовестности и ответственности;

—  подвижные игры. Необходимость подчиняться пра­вилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контро­лировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нару­шениям нравственных норм и др.;

—  соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, муже­ственность, самообладание);

—  спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;

—  деятельность педагога как образца нравственного по­ведения, суждений, взглядов.

Для реализации задач нравственного воспитания (фор­мирование нравственного сознания, чувств и качеств, вос­питание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:

—  оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодо­левать неуверенность в своих возможностях, устранять не­достатки в поведении;

—  положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, ког­да они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;

убеждение — применяется в форме словесных воз­действий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеж­дения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;

накопление морального опыта и его закрепление осу­ществляются методом многократного повторения правиль­ных действий и поступков в конкретных условиях двига­тельной деятельности.

Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания лич­ности ребенка.

Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:

—  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сно­ровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

—  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспиты­вать патриотические чувства (область «Социализация»);

—  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);

—  развивать двигательную активность и физические ка­чества (область «Физическая культура»);

—  знакомить с различными видами фольклора — при­говорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение худо­жественной литературы», «Музыка»).

Приобщение детей к истории культуры на основе озна­комления с народными подвижными играми по четырем направлениям:

1)     ознакомление детей с истинно народными старин­ными подвижными играми, адаптированными к современ­ным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;

2)  обучение воспитателей эффективным приемам ра­боты с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее вос­питательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в со­временный педагогический процесс должно стать усвое­ние педагогами игрового репертуара, знание разнообраз­ных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руково­дитель, а партнер в игре;

3)  привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных по­движных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и напол­няет ее досуг новым содержанием;

4)  оснащение предметно-развивающей среды — изго­товление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.

Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить зада­чу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и дей­ственным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрож­дение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания на­родной педагогики и окажет огромное влияние на воспи­тание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Статья подготовлена по научно-исследовательским материалам Н.В. Михайловой, к.п.н., доцента кафедры педагогики дошкольного и начального образования факультета дошкольного и начального образования ОГПУ, г. Оренбург.

В полной версии статья представлена в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 14-18.) под названием «Формирование духовно-нравственных начал и укрепление здоровья в двигательной деятельности дошкольников».

Автор ориентирует будущих педагогов ДОУ на целенаправленный подбор и планирование подвижных народных игр с целью приобщения к народным традициям, которые духовно обогащают детей, поддерживают интерес к истории, культуре и помогают узнать свои истоки.