Роль народной песенной культуры в духовно-нравственном воспитании ребенка

15 Янв 2013, Автор: admin

Людям издревле известны целебные свойства такого природного продукта как мед. Однако мало кто знает, что этот вкусный и полезный продукт может быть Вашим замечательным помощником в процессе снижения веса. Как использовать Мед для похудения Вам расскажет сайт womenslim.ru. Здесь Вы найдете практические рекомендации об особенностях использования меда в пищу как альтернативы сладостям  во время снижения веса, а также способы наружного применения меда как косметического средства для проблемных зон тела.

————————————————————————————————-

Роль народной песенной культуры в духовно-нравственном воспитании ребенкаСтатья подготовлена по научно-исследовательским материалам Н.К. Полукаровой, к.п.н., зав. МДОАУ «Детский сад №26» г. Бузулука Оренбургской области.

С полной версией статьи Вы можете познакомиться в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 5-14.) В статье автор раскрывает педагогический потенциал народной песенной культуры; выявлено ценностное содержание произведений народной пе­сенной культуры; конкретизировано понятие «культура» как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания ребенка; показана степень изу­ченности проблемы формирования внутренней культуры ребенка.

Современная теория воспитания отличается удиви­тельным многообразием концептуальных подходов. Вос­питание в контексте культуры занимает среди них особое место. Необходимость интеграции образования и культуры обоснована в концепции члена-корреспондента РАО, про­фессора Е. В. Бондаревской, исследуется в работах Н. Е. Щурковой, является предметом изучения американского психолога и педагога Джерома Брунера и др.

Культура — важнейший фактор духовно-нравственного развития человека, раскрытия и самореализации его твор­ческих сил и способностей, результат развития и самораз­вития человека, проявляющийся в его деятельности и по­ведении. Культура сегодня представляет собой динамичное многоуровневое образование, итог разнообразных и разноплановых достижений человека. Приобщение к культуре означает освоение, усвоение, присвоение достижений культуры. «Воспитание есть не что иное, как формирование ду­ховных потребностей, а одной из них является потребность не знающего предела ненасытного культурного возвыше­ния», — говорит М. С. Каган.

Таблица 1. Ценностное содержание народной песенной культуры (НПК)

духовно-нравственное воспитание

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Бифункциональность. Каждое произведение народной песенной культуры — органичная часть жизнедеятельно­сти человека и обусловлено практической предназначенно­стью. Неразрывное единство практической и духовной функций песенного произведения сохраняется и по сей день, составляя его «художественный-нехудожественный» смысл (М.С. Каган). Все взаимосвя­зано в народном песенном произведении, ничто не живет друг без друга, красоту нельзя отделить от пользы, поль­зу — от красоты.Для педагогического исследования по вопросам духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста наи­более существенным является признание за народной пе­сенной культурой следующих характеристик: проявление творческого начала русского народа, эталонность, тради­ционность, вариантность и импровизационность, способ­ность к перекодировке. Нам представляется, что именно эти свойства народной песенной культуры могут оказать существенное влияние на духовно-нравственное воспитание ребенка. Рассмотрим те из них, которые раскрывают ее духовный потенциал: бифункциональность, полиэлементность, коллективность, бесписьменность, вариантность, традиционность.

Полиэлементность. Обращаясь к началу человеческой истории, было бы правильнее говорить о народной песне как синкретическом, то есть первоначальном, нерасчленен-ном состоянии культуры.

Коллективность. В термин «фольклор», который явля­ется базовым компонентом народной песенной культуры, входит слово «народ». Оно подчеркивает особую социаль­ную природу и социальную сущность этой формы творче­ства. Коллективность в народных песенных произведениях проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Коллективность народной песенной культуры обу­словливает особенности ее языка. В большинстве народные песенные произведения просты по языку, общедоступны.

Бесписьменность. Произведения народной песенной культуры живут только в памяти людей и передаются в живом исполнении «из уст в уста». Феномен «фольклор­ной памяти» — в подсознательном усвоении. Жанрами на­родной песенной культуры была пронизана жизнь людей в прошлом. Н. Гоголь писал: «Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Вариантность — это то непреложное свойство фоль­клорного мышления, в котором наиболее заметно сходятся, переплетаются все его другие свойства. Известный ученый И.И. Земцовский, разрабатывающий теорию народной пе­сенной культуры, образно назвал вариантность «душой и телом народной песенной культуры». Н.М. Лопатин, ав­тор знаменитого сборника «Русские народные лирические песни», считает, что без вариантов нельзя получить «поня­тия о настоящей народной песне». Вариантность пронизывает все элементы народного песенного произве­дения и проявляется на всех уровнях его существования. Однако и в процессе варьирования, и в процессе импрови­зации всегда присутствует подсознательный, но очень важ­ный фактор — традиция.

Традиционность. Ка­нонизации народной песенной культуры способствовало и то, что многие его древние жанры были сопряжены с маги­ческими действиями, обрядами, выполнение которых тре­бовало обязательного включения всех входящих элементов.

Рассмотренные специфические свойства народной пе­сенной культуры в их взаимосвязи приближают к пони­манию сущности народной песенной культуры. За свою многовековую историю песня выработала разветвленную систему образов, устойчивых многозначных формул, эпите­тов и метафор. Многие из особенностей поэтики народной песни уходят в глубины древнего анимистического мышле­ния их создателей, когда весь окружающий мир одухотво­рялся, наделялся духовным началом.

МДОАУ «Детский сад №26» г. Бузулука Оренбургской области в качестве приоритетной выбрал проблему духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника и определил для себя ряд задач данной работы:

— воспитание нравственных и эстетических чувств;

—  формирование базисных основ личности;

— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, к культурному наследию своего наро­да, к природе родного края;

— создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— обеспечение обогащенного художественно-эстетиче­ского, познавательного развития.

Поставленные задачи педагоги ДОУ реализуют в следующих фор­мах воспитательно-образовательного процесса:

—  непосредственно образовательную деятельность, ре­жимные моменты, самостоятельную деятельность детей;

—  педагогические проекты («Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Сказка ложь, да в ней на­мек», «Русь православная» и др.);

—  мастер-классы; творческие объединения педагогов;

—  кружковую деятельность («ДоМиСолька», «Волшеб­ная кисточка», «Фантазия природы», «Веселый язычок», «Творим, выдумываем, сочиняем»);

—  досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки.

Работа с детьми проводится во время непосред­ственно организованной образовательной деятельно­сти по познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому развитию, в ходе кружковых занятиях.