Роль народной песенной культуры в духовно-нравственном воспитании ребенка
15 Янв 2013, Автор: adminЛюдям издревле известны целебные свойства такого природного продукта как мед. Однако мало кто знает, что этот вкусный и полезный продукт может быть Вашим замечательным помощником в процессе снижения веса. Как использовать Мед для похудения Вам расскажет сайт womenslim.ru. Здесь Вы найдете практические рекомендации об особенностях использования меда в пищу как альтернативы сладостям во время снижения веса, а также способы наружного применения меда как косметического средства для проблемных зон тела.
————————————————————————————————-
Статья подготовлена по научно-исследовательским материалам Н.К. Полукаровой, к.п.н., зав. МДОАУ «Детский сад №26» г. Бузулука Оренбургской области.
С полной версией статьи Вы можете познакомиться в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 5-14.) В статье автор раскрывает педагогический потенциал народной песенной культуры; выявлено ценностное содержание произведений народной песенной культуры; конкретизировано понятие «культура» как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания ребенка; показана степень изученности проблемы формирования внутренней культуры ребенка.
Современная теория воспитания отличается удивительным многообразием концептуальных подходов. Воспитание в контексте культуры занимает среди них особое место. Необходимость интеграции образования и культуры обоснована в концепции члена-корреспондента РАО, профессора Е. В. Бондаревской, исследуется в работах Н. Е. Щурковой, является предметом изучения американского психолога и педагога Джерома Брунера и др.
Культура — важнейший фактор духовно-нравственного развития человека, раскрытия и самореализации его творческих сил и способностей, результат развития и саморазвития человека, проявляющийся в его деятельности и поведении. Культура сегодня представляет собой динамичное многоуровневое образование, итог разнообразных и разноплановых достижений человека. Приобщение к культуре означает освоение, усвоение, присвоение достижений культуры. «Воспитание есть не что иное, как формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность не знающего предела ненасытного культурного возвышения», — говорит М. С. Каган.
Таблица 1. Ценностное содержание народной песенной культуры (НПК)
Бифункциональность. Каждое произведение народной песенной культуры — органичная часть жизнедеятельности человека и обусловлено практической предназначенностью. Неразрывное единство практической и духовной функций песенного произведения сохраняется и по сей день, составляя его «художественный-нехудожественный» смысл (М.С. Каган). Все взаимосвязано в народном песенном произведении, ничто не живет друг без друга, красоту нельзя отделить от пользы, пользу — от красоты.Для педагогического исследования по вопросам духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста наиболее существенным является признание за народной песенной культурой следующих характеристик: проявление творческого начала русского народа, эталонность, традиционность, вариантность и импровизационность, способность к перекодировке. Нам представляется, что именно эти свойства народной песенной культуры могут оказать существенное влияние на духовно-нравственное воспитание ребенка. Рассмотрим те из них, которые раскрывают ее духовный потенциал: бифункциональность, полиэлементность, коллективность, бесписьменность, вариантность, традиционность.
Полиэлементность. Обращаясь к началу человеческой истории, было бы правильнее говорить о народной песне как синкретическом, то есть первоначальном, нерасчленен-ном состоянии культуры.
Коллективность. В термин «фольклор», который является базовым компонентом народной песенной культуры, входит слово «народ». Оно подчеркивает особую социальную природу и социальную сущность этой формы творчества. Коллективность в народных песенных произведениях проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Коллективность народной песенной культуры обусловливает особенности ее языка. В большинстве народные песенные произведения просты по языку, общедоступны.
Бесписьменность. Произведения народной песенной культуры живут только в памяти людей и передаются в живом исполнении «из уст в уста». Феномен «фольклорной памяти» — в подсознательном усвоении. Жанрами народной песенной культуры была пронизана жизнь людей в прошлом. Н. Гоголь писал: «Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».
Вариантность — это то непреложное свойство фольклорного мышления, в котором наиболее заметно сходятся, переплетаются все его другие свойства. Известный ученый И.И. Земцовский, разрабатывающий теорию народной песенной культуры, образно назвал вариантность «душой и телом народной песенной культуры». Н.М. Лопатин, автор знаменитого сборника «Русские народные лирические песни», считает, что без вариантов нельзя получить «понятия о настоящей народной песне». Вариантность пронизывает все элементы народного песенного произведения и проявляется на всех уровнях его существования. Однако и в процессе варьирования, и в процессе импровизации всегда присутствует подсознательный, но очень важный фактор — традиция.
Традиционность. Канонизации народной песенной культуры способствовало и то, что многие его древние жанры были сопряжены с магическими действиями, обрядами, выполнение которых требовало обязательного включения всех входящих элементов.
Рассмотренные специфические свойства народной песенной культуры в их взаимосвязи приближают к пониманию сущности народной песенной культуры. За свою многовековую историю песня выработала разветвленную систему образов, устойчивых многозначных формул, эпитетов и метафор. Многие из особенностей поэтики народной песни уходят в глубины древнего анимистического мышления их создателей, когда весь окружающий мир одухотворялся, наделялся духовным началом.
МДОАУ «Детский сад №26» г. Бузулука Оренбургской области в качестве приоритетной выбрал проблему духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника и определил для себя ряд задач данной работы:
— воспитание нравственных и эстетических чувств;
— формирование базисных основ личности;
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края;
— создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.
Поставленные задачи педагоги ДОУ реализуют в следующих формах воспитательно-образовательного процесса:
— непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей;
— педагогические проекты («Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Сказка ложь, да в ней намек», «Русь православная» и др.);
— мастер-классы; творческие объединения педагогов;
— кружковую деятельность («ДоМиСолька», «Волшебная кисточка», «Фантазия природы», «Веселый язычок», «Творим, выдумываем, сочиняем»);
— досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки.
Работа с детьми проводится во время непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому развитию, в ходе кружковых занятиях.