Мастер-класс «Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе образовательной деятельности»

18 Мар 2018, Автор: admin

Цель мастер-класса: диссеминация опыта по использованию карты взаимодействия воспитателя с детьми в ходе образовательной деятельности как инструмента оценки эффективности образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с картой по оценки взаимодействия воспитателя с детьми в ходе образовательной деятельности.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса, их мотивацию на использование карты в практике.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте поделиться опытом моей работы по оценке взаимодействия воспитателя с детьми в ходе образовательной деятельности.

Анализируя, нормативные документы и организацию образовательного процесса в нашем ДОУ мы выявили ряд актуальных проблем: это организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями и оценка качества дошкольного образования. 

На наш взгляд, качество современного дошкольного образования определяется, прежде всего, созданными условиями. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО – одно из самых важных условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Сегодня, когда речь идет о современной образовательной среде дошкольного образования, в нее включают, с одной стороны, предметно-пространственную среду, с другой – развивающее сотрудничество (коммуникативное взаимодействие), которое создает особые виды общности между воспитанниками и педагогами, а также между самими детьми.

А в качестве одного из основных психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДО  рассматривается организация профессионального взаимодействия педагогов с детьми. Что означает понятие « взаимодействие воспитателя с детьми»?

В педагогике и дидактике дошкольного образования педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д.А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

Таким образом, педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Исходя из определения педагогического взаимодействия, в нашей работе под взаимодействием воспитателя с детьми в образовательной деятельности понимается процесс реализации образовательного содержания, в который включены взрослый и дети. Показателем эффективного их взаимодействия является эмоциональная и познавательная включенность и активность детей в процессе овладения ими образовательным содержанием.

Реализация задач современного дошкольного образования возможна только в ситуации, когда ребенок является субъектом образовательных отношений, ему понятен смысл и цель деятельности, в организованной образовательной ситуации он активен, проявляет инициативу, то решение образовательных задач будет осуществляться на качественно ином уровне, предполагающем действительное освоение образовательного содержания.

Когда мы говорим о взаимодействии педагога с детьми в образовательном процессе, то, естественно, это взаимодействие будет проявляться в поведении педагога и детей в процессе образовательной деятельности (далее – ОД). Наиболее эффективным методом, позволяющим выявить особенности поведения, на наш взгляд, является наблюдение.

Карты наблюдения достаточно широко применяются в психолого-педагогической практике и зарекомендовали себя как инструментарий, позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательной деятельности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики, с одной стороны, и современных требований, предъявляемых к организации взаимодействия педагога с дошкольниками в образовательном процессе, с другой, была разработана карта наблюдения, позволяющая оценить эффективность взаимодействия педагога с дошкольниками в ОД. Опыт использования подобных карт был описан в журнале «Справочник педагога-психолога в детском саду», 2015г. № 10.

При выборе карты наблюдения мы исходили из того, что эффективность взаимодействия педагога с дошкольниками в ходе ОД определяется, с одной стороны, условиями, которые обеспечивает взрослый, а с другой – результативностью взаимодействия взрослого с детьми. На основании этого и были обозначены параметры наблюдения, которые, по нашему мнению, позволяют оценить эффективность взаимодействия воспитателя с детьми.

Было выделено четыре параметра наблюдения:

  • «Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми»;
  • «Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми»;
  • «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми»;
  • «Реализация образовательных задач».

Первые три из этих параметров относятся к характеристике условий взаимодействия взрослого с детьми, а четвертый – к его результативности. Взаимодействие педагога с детьми происходит в процессе общения – средства общения являются одним из условий эффективного взаимодействия и в карте наблюдения выступают первым параметром оценки. Средства общения, используемые педагогом, в первую очередь должны способствовать реализации образовательного содержания. Речь взрослого является образцом для подражания дошкольников, очень важно, чтобы она была правильной, четкой, логически построенной, соответствовала нормам литературного языка. Необходимо, чтобы воспитатель правильно согласовывал слова в предложениях, грамотно ставил ударения в словах и правильно произносил звуки русского языка. Речь педагога не должна содержать слова-паразиты и просторечия. Эффективное взаимодействие с детьми возможно только в том случае, если речь педагога соответствует их возрастным особенностям. Использование различных средств вербальной и невербальной речи – интонации, темпа, силы голоса, мимики – позволяет сделать ее эмоционально выразительной, вызвать интерес детей к образовательному содержанию, способствовать эмоциональной отзывчивости на происходящие события.

Следующим условием эффективного взаимодействия педагога с детьми в ходе ОД является образовательное содержание, реализуемое воспитателем. В карте наблюдения это условие оценивается в рамках параметра «Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми». Этот параметр предполагает оценку планирования, организации и реализации воспитателем образовательного содержания. Для того, чтобы выстроить эффективное взаимодействие с детьми, воспитатель должен запланировать задачи, формы и методы их реализации в соответствии с возрастными особенностями детей, организовать необходимую развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям СанПиН и нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность в ДОО. Используемые атрибуты, игровой материал и т. п., с одной стороны, также должны отвечать возрастным особенностям детей и поставленным образовательным задачам, а с другой – должны быть обязательно привлекательны для детей, вызывать их интерес и желание с ними действовать.

Третьим выделенным условием организации эффективного взаимодействия педагога с детьми является организуемая совместная деятельность. Это условие оценивается в рамках параметра «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми».  Эффективное взаимодействие в ходе ОД предполагает осмысленность происходящего ребенком, его инициативу и активность. Поэтому в рамках организуемой совместной деятельности для ребенка должны быть определены мотивы, т.е. понятен смысл предстоящей деятельности, цель, действия, необходимые для ее достижения, должна происходить оценка результата и определяться его значимость. Немаловажным является и наличие условий для проявления инициативы детей в ОД и предоставление разных возможностей достижения результата. В совместной деятельности воспитатель придерживается партнерской позиции: вместе с детьми обсуждает возможные действия, сначала дает возможность высказаться детям, проверить их предположения, помогает в выборе оптимального решения.

Результативность взаимодействия взрослого с детьми в ходе ОД оценивается в рамках одного параметра, который называется «Реализация образовательных задач».

Образовательная деятельность с детьми может считаться успешной и результативной, если в процессе совместной деятельности участники были активны, инициативны, взаимодействовали по поводу образовательного содержания, поставленные образовательные задачи были решены. Именно на основании этих характеристик можно оценить результаты взаимодействия взрослого с детьми в образовательной ситуации.

Для того чтобы оценить эффективность взаимодействия педагога с дошкольниками, в рамках каждого из четырех параметров наблюдения были выделены критерии, охватывающие наиболее значимые характеристики параметра.

Количество критериев в рамках каждого параметра было различным: от трех до семи.

Для оценки эффективности взаимодействия педагога с дошкольниками относительно каждого критерия разработаны показатели, выраженные в баллах. Эти показатели зависят от наличия или отсутствия характеристики, заявленной в критерии, ее соответствия/несоответствия требованиям в критерии, устойчивости (проявляется часто, иногда, редко) или полноты ее проявления (да, частично, нет). В рамках одного параметра различные критерии могут иметь разное основание оценки. Например, в рамках параметра «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми» критерий 3.5 «Созданы условия для проявления детской инициативности» оценивается в зависимости от наличия или отсутствия данных условий. Если они созданы, педагог получает 2 балла, если нет – 0 баллов. А критерий 3.6 «Достижение результата» оценивается на основании полноты проявления: результаты достигнуты – 2 балла, результаты достигнуты частично – 1 балл, результаты не достигнуты – 0 баллов. В рамках параметра «Реализация образовательных задач» критерий 4.1. «В совместную деятельность с педагогом вовлечены дети» и 4.2. «Проявляют интерес к предложенным видам деятельности»  используются проценты соотношения.

Представленная в виде таблицы карта наблюдения (приложение) позволяет на основании выделенных параметров осуществить комплексную характеристику взаимодействия педагога с дошкольниками через балльную оценку выделенных в каждом параметре критериев.

Сумма набранных педагогом баллов по критериям в рамках каждого наблюдаемого параметра соотносится с выделенными показателями высокого, среднего и низкого уровня данного параметра.

Как я уже говорила выше, первые три параметра наблюдения характеризуют условия, которые обеспечивает взрослый в процессе взаимодействия, а четвертый параметр позволяет оценить результативность взаимодействия взрослого с детьми. Таким образом, сложив результаты, полученные при оценке первых трех параметров наблюдения, мы получаем оценку, характеризующую условия, созданные педагогом для осуществления ОД. А результаты оценки четвертого показателя будут характеризовать результативность взаимодействия взрослого с детьми в ходе ОД. Полученные суммы баллов также соотносятся с высоким, средним и низким уровнем.

Таким образом, представленная карта наблюдения позволяет:
• оценить обеспеченные взрослым условия для эффективного взаимодействия и результативность этого взаимодействия;
• оценить каждый из четырех наблюдаемых параметров взаимодействия педагога с детьми;

• выявить и определить имеющиеся сложности в организации взаимодействия взрослого с детьми.

Рассмотрим интерпретацию результатов оценки: так как эффективность взаимодействия воспитателя с детьми в ходе ОД нами определяется созданными условиями взаимодействия и его результативностью, то высокий уровень обеспечения условий должен приводить и к высоким результатам взаимодействия взрослого с детьми в ходе ОД. И наоборот, если условия для взаимодействия были не созданы или созданы недостаточно, то и результативность будет на низком или среднем уровне.

Например, если выявлен высокий уровень обеспечения условий взаимодействия, а результаты недостаточны (низкие), это может быть связано с недостаточно корректной оценкой. По каким-то причинам не были замечены недостатки в созданных условиях, либо не удалось полностью оценить результативность взаимодействия. Результаты оценки нельзя трактовать однозначно также в том случае, когда высокая результативность взаимодействия соотносится с низким уровнем обеспечения условий этого взаимодействия. Так как непонятно, каким образом достиг воспитатель реализации поставленных задач на высоком уровне, если не были обеспечены или обеспечены недостаточно необходимые условия. Такая ситуация требует повторного проведения процедуры оценки. В этом случае необходимо повторить процедуру оценки в другое время, чтобы выявить слабые зоны в организации взаимодействия взрослого с детьми.

Наличие в рамках каждого наблюдаемого параметра нескольких значимых критериев позволяет дать качественную характеристику особенностям взаимодействия воспитателя с конкретной группой детей, выявить возникающие сложности и понять их причину.

Данный инструмент оценки эффективности взаимодействия воспитателя с детьми в ходе ОД может быть использован в целях внешней или внутренней экспертизы профессиональной деятельности педагога.

На наш взгляд, эту карту может использовать и сам педагог для анализа собственной профессиональной деятельности, оценки эффективности реализации поставленных образовательных задач. Результаты такого анализа могут быть использованы для корректировки педагогического процесса в дальнейшем и минимизации трудностей детей в процессе освоения ими ОП ДО.

Коберник Елена Владимировна, педагог-психолог, МАДОУ МО «город Бугуруслан»  «Детский сад комбинированного вида №16»