Парциальная образовательная программа: баскетбол для дошкольников

20 Мар 2018, Автор: admin

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно — бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Дети, посещающие дошкольные учреждения, имеют различные отклонения здоровья, некоторые из них отстают в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными не только в практике дошкольного воспитания, но всей системе образования. Они диктуют необходимость поиска эффективных средств их решения.

На сегодняшний день формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных задач в современном обществе. Решение которой необходимо начинать с детства, поскольку в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Факторы, влияющие на здоровье ребенка: жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная активность, недостаток свежего воздуха. Все это, к сожалению, самым неблагоприятным способом оказывает негативное воздействие на детский организм.

Правительство Российской Федерации решению проблемы физического развития уделяет большое внимание. Свидетельством тому являются документы федерального уровня, изданные и принятые в последнее время:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662-р);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  5. Федеральная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30).

Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе организации дошкольного образования физической культуры и спорта, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, развития здоровьесберегающей среды.

Введение ФГОС дошкольного образования обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяет формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса.

В соответствии со стандартом образовательная область «Физическое развитие» включает следующие задачи организации жизнедеятельности детей:

— овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

         В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

         В МБДОУ № 222 созданы необходимые условия для реализации задач ООП ДО, в том числе в образовательной области «Физическое развитие»:

  • спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и инвентарем;
  • плавательный бассейн;
  • спортивные уголки и уголки здоровья в каждой возрастной группе;
  • Спортивная площадка для занятий на свежем воздухе в летний оздоровительный период;
  • Лыжня на территории ДОУ для занятий на свежем воздухе в зимний период;

Работая в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 222» инструктором по физической культуре, при наличии таких условий, понимая желание родителей видеть своего ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным, я задался целью систематизировать физкультурно-оздоровительную деятельность детей в ДОО и сконцентрировался на формировании начальных представлений воспитанников о некоторых видах спорта. Учитывая возможности ДОУ, желание детей и родителей, а также тот факт, что в детском саду обучение детей в основном проводится по нескольким элементам видов спорта: ходьба на лыжах, биатлон, плавание, баскетбол; я разработал Парциальную образовательную программу для детей старшего дошкольного возраста, состоящую из нескольких подпрограмм «Баскетбол», «Юные лыжники», «Биатлон», «Плавание».

         Подробнее остановлюсь на баскетболе и спортивной игре и упражнениях с мячом. Это элементы игры в баскетбол.

Начальные основы баскетбола в дошкольном воспитании и обучении позволяют разнообразить физические способности дошкольников, формировать здоровый образ жизни, стимулировать интерес к спортивной стороне общественной жизни. Баскетбол — популярная спортивная игра. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча.

Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Таким образом, детский баскетбол формирует у детей умения и навыки оптимального участия в коллективной работе, оказывает воспитательное воздействие на ребенка.

Участники программы: инструктор по физической культуре и воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет.

Целевая группа: дети от 5 до 7 лет.

Масштаб программы: 2 года (дополнительная образовательная деятельность во второй половине дня два раза в неделю).

Цель программы: ознакомление с видом спорта — баскетболом, создание прочного фундамента общей физической подготовки и первичное овладение базовыми элементами спортивной игры баскетбол.

Задачи программы:

  • формирование у детей познавательного интереса к спорту;
  • увеличение объема двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему дополнительных занятий физической культурой, включающих в себя командно-игровой вид спорта – баскетбол;
  • обеспечение оптимальных условий, прав и гарантий доступности занятий массовым спортом;
  • изучение основных методов, необходимых для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение применять их в игровой ситуации;
  • формирование умения выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;
  • учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила;
  • развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;
  • воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

Условия реализации программы:

спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и инвентарем

(баскетбольные щиты, мячи резиновые (разного диаметра), мячи баскетбольные, набивные мячи, баскетбольные корзины, волейбольная сетка; ориентиры).

Этапы реализации программы.

I этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь)

  • Ознакомление с историей возникновения игры, с упрощенными правилами игры, развитие умения владения мячом

II этап – основной (декабрь – март)

  • Закрепление умений владения мячом, ведения мяча, овладения умением играть в баскетбол по упрощенным правилам, организация команд внутри группы

III этап – заключительный (апрель – май)

  • Формирование навыка игры в баскетбол по упрощенным правилам, организация соревнований по игре в баскетбол

Ожидаемые результаты:

  • Снижение уровня заболеваемости воспитанников МБДОУ № 222
  • Достижение высокого уровня развития физических качеств детей: гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты, координационных способностей, функции равновесия.
  • Программа будет содействовать гармоничному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья.
  • Обеспечит высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что позволит достичь более высокого уровня двигательной активности.
  • Сформирует широкий круг игровых действий, способствующих воспитанию интереса к игровым упражнениям и подвижным играм.
  • В процессе обучения игре в баскетбол у детей сформируются навыки рационального применения различных способов владения мячом, развивается глазомер, вырабатывается умение уступать друг другу, укрепляется опорно–двигательный аппарат, формируются нравственно – волевые качества, улучшится техника бега, ходьбы, прыжковые навыки, так как эти движения приходится выполнять в постоянно изменяющейся обстановке.

Программа реализуется в различных видах деятельности:

  1. Комплекс утренней гимнастики с мячом.
  2. Занятия по физической культуре
  3. Занятия в бассейне (с мячом)
  4. Проведение подвижных игр с элементами баскетбола. 
  5. Проведение спортивно-тренировочных занятий.
  6. Соревнования по «Баскетболу»
  7. Образовательная программа «Баскетбол» учитывает общий объем нагрузки на детей в соответствии СанПин 2.4.1.3049-13

Результаты реализации Парциальной программы свидетельствуют об эффективности системы по формированию начальных представлений воспитанников о некоторых видах спорта.

Динамика распределения детей старшего дошкольного возраста по группам здоровья

Воспитанники МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 222» стали призерами и победителями городских соревнований:

  • городской конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья» (1 место — 2014г.);
  • городская военно-спортивная игра «Зарничка» (2013, 2015, 2017гг.);
  • городской фестиваль по ритмической гимнастике «Красота движения – здоровье с детства» (2013, 2014, 2015, 2016 гг.);
  • городской смотр-конкурс строя и песни среди воспитанников ДОО «Аты-баты, шли солдаты – внуки Армии родной», посвященного Дню защитника Отечества и 70-летию Победы в ВОВ (2015 г.);
  • участие в параде, посвященному 70-летию Великой Отечественной Войны (2015г.).

Заключительным этапом образовательной программы предусмотрены соревнования, создание Дошкольной Баскетбольной Лиги.

Цель: популяризация баскетбола в МБДОУ № 222, привлечение дошкольников к регулярным занятиям спортом

Задачи:

  • укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитии личности;
  • повышение спортивного мастерства игроков и команд;
  • выявление лучших команд МБДОУ № 222;
  • воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Соревнования по баскетболу «Дошкольная баскетбольная лига» транслируются на большую аудиторию родителей (законных представителей), где дети демонстрируют результат деятельности, знания техники и тактики игры баскетбол.

Уважаемые участники конференции!

Вашему вниманию представляется видеофрагмент «Дошкольной баскетбольной Лиги». (ВИДЕОКОМЕНТАРИИ).

Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что реализация парциальной образовательной программы с использованием начальных элементов спорта в практике физического воспитания детей дошкольного возраста может стать эффективным средством физического развития и здорового образа жизни, стимулированием интереса к занятиям профессиональным спортом.

В то же время раннее обучение основам баскетбола станет хорошим подспорьем в вопросах физической подготовки в начальной и, особенно, в средней школе, когда занятия такими спортивными играми станут обязательным элементом учебной программы. Следовательно, использование в программе физического воспитания элементов различных видов спорта оказывает всестороннее развивающее влияние на личность, физическое и эмоциональное, а также на социальное развитие дошкольника.

Учитывая большой интерес к баскетболу, участниками образовательных отношений было принято решение реализовывать данную программу как дополнительную образовательную программу на платной основе. В настоящее время администрацией ДОУ уже начата работа по получению лицензии на платные образовательные услуги.

Бадардинов Максим Ахатович, инструктор по физической культуре, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 222»