Психолого-возрастные особенности ребенка дошкольного возраста

02 Авг 2017, Автор: admin

Как известно, дошкольный период длится от 3 до 6-7 лет. Конец этого периода в основном определяется поступлением ребенка в школу. Отношение к миру, к другим людям, к самому себе находится на стадии формирования и отличается в каждые возрастные подпериоды. В становлении картины мира большую роль играют фантазии и умение ребенка фантазировать. Мышление эгоцентрическое, память и эмоциональный интеллект развиваются. Считаем целесообразным уделить основное внимание при рассмотрении темы специфике развития ребенка-дошкольника, теории психологического развития и социализации.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в человеке, который сможет следить за своим воображением, вступать в его игры и предлагать ему правильную интерпретацию действительности. Эти особенности ребенка крайне важно учитывать, так как человек, который не прожил счастливое детство и не получил адекватную поддержку испытывает сложности в ориентации в сложной структуре мира, ему не хватает безопасности и гармонии, которая необходима для будущей жизнедеятельности и решения различных жизненных задач.

Познавательные навыки при поступлении ребенка в дошкольные учреждения находятся на стадии интенсивного развития. Несмотря на то, что речь еще развивается, ребенок в этот возрастной период в основном уже говорит грамматически правильно, может выразить свои пожелания и потребности, понимает обычные инструкции, интересуется книгами, рассказами и открытиями.

В дошкольном возрасте у детей внимание развито еще недостаточно, формируется понимание причинно-следственных связей, происходит осознание, что знание причины помогает понять природу каждой категории, из-за чего ребенок часто задает вопросы из серии «почему».

Особенности ребенка дошкольного возраста заключаются в том, что у него развивается эпизодическая память и навыки словесного изложения своих впечатлений и жизненного опыта. В мировоззрении детей данного возраста преобладает концентрация на настоящем, однако им уже доступны понятия «рано или поздно».

Сенсомоторная координация достаточна для реализации высокой двигательной активности ребенка-дошкольника. Она позволяет ему прыгать и бегать, ездить на велосипеде, пользоваться столовыми приборами и предметами личной гигиены, одеваться самостоятельно или с минимальной помощью, манипулировать средствами изобразительной выразительности и выражать с их помощью свой взгляд на мир. Малышей дошкольников интересует бытовая и профессиональная деятельность взрослых, которой они любят подражать в разнообразных сюжетно-ролевых играх.

Одной из существенных особенностей ребенка-дошкольника является биологическая потребность в движениях. Для сбалансированного развития тела ребенок должен удовлетворять свои ежедневные потребности в двигательной активности. Для ребенка очень важно иметь достаточное свободное пространство для передвижения, как в помещении, так и на открытом воздухе (лучше всего в природе) и правильное питание. Менее очевидно, но не менее важно для развития ребенка дошкольного возраста, что он испытывал комфорт и благополучие в психической и социальной сфере, имел возможности проявлять свою социальную активность в психологически комфортной среде.

Ребенок-дошкольник очень восприимчив, он быстро приобретает гигиенические, бытовые и социальные привычки в среде, в которой он вырастает. Однако в этот период также можно зафиксировать отклонения в развитии, которые обусловлены пренебрежением педагогическими основами в семейном воспитании, скудной средой, психологической депривацией, семейными конфликтами, злоупотреблениями или психологическим, физическим и сексуальным насилием.

Эмоциональная сфера ребенка в дошкольном возрасте преимущественно позитивна. Особенностью ребенка-дошкольника является его открытое, доброжелательное отношение к миру, восприятие его и окружающих с лучшей стороны. Ребенку несвойственны негативные эмоциональные реакции на происходящее вокруг. Повторения бессмысленных слов, словосочетаний считаются в детской среде очень забавными. Появляются относительные эмоции, такие как любовь, симпатия и эмпатия, чувство принадлежности и сострадания, выражение радости от обмена чем-то. Для ребенка в дошкольном возрасте важное значение имеет чувство принадлежности к одному и тому же полу, идентификация с гендерной ролью. Особенностью ребенка дошкольного возраста является его постепенная автономизация от  взрослых. В течение дошкольного возраста ребенок все больше отстраняется от близких отношений с матерью, хотя она по-прежнему является источником любви, уверенности и безопасности.

В социальной сфере ребенок лучше понимает и принимает социальные требования. Он может играть с другими, хотя конфликты в детской среде довольно распространены. Ориентируясь на взаимоотношения взрослых, дети учатся выходить из конфликтных ситуаций.

В детском саду в основном дети проявляют себя как активные, общительные, дружелюбные, позитивные, самоотверженные. Однако современные детки отличаются чувствительностью к любым раздражителям, но при этом с большинством проблем они справляются своими собственными силами.

Однако важно иметь в виду, что каждый ребенок, приходящий в детский сад, уникален и индивидуален. Даже дети одного возраста не могут демонстрировать один уровень развития, поэтому взаимодействие с детьми должно строится по принципам индивидуализации и дифференциации.