Особенности восприятия художественного слова детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи

03 Ноя 2016, Автор: admin

Невозможно переоценить роль развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов он общается с окружающими, познает мир, формируется его личность, развивается мышление и поведение.

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. При этом дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, что отрицательно сказывается в дальнейшей жизни.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него речи. Процесс усвоения родного языка протекает в поразительно короткие сроки. Огромную роль в воспитании чувств и развитии речи детей играют произведения художественной литературы. Они открывают детям мир человеческих отношений, вызывая интерес к личности, внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства, что является основой для развития лучших черт личности.

Следует отметить важную роль речевых игр и ролевых стихов, которые являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. При этом они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и формирует его эстетические представления Данная работа ставит своей целью изучить особенности восприятия художественной литературы дошкольниками с общим недоразвитием речи, а также создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, страдающего недоразвитием речи.

Объектом исследования является ребенок-дошкольник, страдающий нарушением речи.

Предмет исследования – нарушения речи и процесс восприятия художественного слова детьми с общим недоразвитием речи.

Обозначив цель работы, можно выделить следующие задачи:

— раскрыть особенность восприятия художественного слова детьми с общим недоразвитием речи;

— определить методы и методические приемы, используемые на занятиях по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи;

— выработать методические рекомендации по устранению данной проблемы.

В экспериментальном исследовании приняли участие 100 испытуемых, в число которых вошли дети с общим недоразвитием речи, достигшие семилетнего возраста. Все они относятся к третьему уровню речевого развития и занимаются в логопедической группе детского сада второй год.

Экспериментальное исследование проводилось с детьми логопедической группы детского сада № 91 г. Липецка в течение 2-х дней в два этапа.

На первом этапе детям был предъявлен текст сказки «Кот-рыболов» без показа иллюстраций, а на втором этапе детям была предъявлена данная сказка с иллюстрациями к ней.

Из результатов экспериментов видно, что после предъявлений иллюстраций к прочитанному тексту объем воспроизведенного текста увеличился на 14 % . Между тем время воспроизведения уменьшилось на 8 % , что свидетельствует о повышении качества восприятия.

Анализ результатов эксперимента позволяет сделать следующий вывод: использование иллюстраций при знакомстве дошкольников с общим недоразвитием речи с художественной литературой оказывает положительное влияние на понимание содержания произведения, что выражается в следующих показателях:

1. Увеличивается сумма воспроизведенных элементов текста сказки.

2. Улучшается понимание основных смысловых элементов текста.

3. Возрастает связность пересказа.

4. Изложение сказки становится выраженным в образной форме, т.е. выразительным.

5. При увеличении объема пересказа время, потраченное на пересказ, уменьшается.

Таким образом, предположение о том, что в дошкольном возрасте при восприятии содержания сказки применение иллюстраций способствует улучшению восприятия, запоминанию и осмыслению текста, а также оптимизации речевого развития и улучшению процесса порождения речи, подтвердилось. В свою очередь, это позволяет сформулировать рекомендации практическим психологам, логопедам и воспитателям:

1. При оказании помощи педагогическому коллективу в правильной организации воспитательного процесса, следует учитывать особенности восприятия художественной литературы детьми с общим речи.

2. В процессе проведения коррекционной работы с детьми необходимо использовать методы психологии.

3. Следует проводить систематические занятия по ознакомлению детей с общим недоразвитием речи с художественной литературой, максимально используя при этом иллюстративный материал.

4. При прочтении детям с общим недоразвитием речи художественного произведения стараться довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом произведении, а также находить способ развития и совершенствования чувств ребенка.

В заключение следует отметить, что в зависимости от возраста детей следует менять приемы рассматривания иллюстраций к художественным произведениям посредством:

1. Узнавания ребенком персонажей, вещей (младший школьный возраст).

2. Соотнесения фраз текста с иллюстрациями (средний и старший возраст).

3. Оценки ребенком цвета нарисованных предметов, выразительность и жесты героев, расположения фигур (старший и подготовительный возраст).

.

Аношкина Н.Л., Никифорова Т.Ю., Назирова А.А.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 октября 2016 г., г. Омск). / в 2 ч. Ч.1 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 6-8.