Современные подходы к мониторингу результатов дошкольного образования
16 Фев 2013, Автор: adminМодернизация дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых федеральных государственных образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств – основы для универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Интегративные качества являются показателем развития дошкольника в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяют ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту. Для осуществления изучения процесса достижения детьми 3-7 лет планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходима организация психолого-педагогического мониторинга.
Мониторинг – многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате детского сада определенных специалистов.
Процедура оценки интегративных качеств дошкольника в процессе мониторинга результатов дошкольного образования предполагает двухуровневый подход.
Первый уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателем.
Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами).
Оценка первого уровня осуществляется воспитателями, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки или картам развития, разработанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оценки по разделам физического и музыкального развития могут давать соответственно педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника дошкольного учреждения заполняет медицинский работник. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится оценка «недостаточный уровень».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующему учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагают проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не только на низко-, но и на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводиться педагогом-психологом, так как деятельность воспитателя не предполагает использования высокоформализованных диагностических методов, интерпретации проективных методик. По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.
Также высокоформализованные диагностические методики используются для подтверждения результатов наблюдения.
Оценочные листы и карты развития являются некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребёнком на протяжении года, и ряда диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров. Карта развития заполняется совместно двумя педагогами, работающими в группе, и представляет собой их согласованную оценку поведения, деятельности, осведомлённости ребёнка.
Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д.
В Карте отражены основополагающие линии развития ребенка. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению.
Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.
Представим возможный вариант карты развития дошкольника 6-7 лет.
Представим вариант схемы проведения мониторинга результатов дошкольного образования (освоения ООП ДОУ), а именно: объект мониторинга, формы (методы / методики), периодичность, сроки, ответственных за изучение итоговых результатов освоения ООП ДОУ.
Схема мониторинга достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Таким образом, определены особенности организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДОУ. Предложенная схема проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, включающая обозначение объекта, форм, сроков, ответственных специалистов, обеспечит комплексный подход к оценке итоговых результатов, позволит осуществить оценку динамики достижений детей.
Опубликовано: Остапенко, Т.И. Особенности организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДОУ / Т.И. Остапенко // Гуманитаризация как стратегия развития системы дошкольного образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (6-7 ноября 2013 г, Оренбург) / науч. ред. Н.К. Зотова, д.п.н., проф.; ФГБОУ ВПО ОГПУ. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013.
.
Как правило, сайты онлайн казино состоят из нескольких взаимосвязанных частей, которые и обеспечивают работу такого вида казино. Посетите страничку ресурса Bonazart по адресу http://bonazart.com/games-chance/ и вы увидите замечательный вариант оформления сайта интернет-казино.