ИКТ в ДОУ: особенности познавательного развития старших дошкольников

24 Янв 2014, Автор: admin

В развитии современной системы обра­зования на всех его уровнях можно выде­лить определенные тенденции, обуслов­ленные процессами, происходящими в обществе. При этом глобальные измене­ния в подходах к школьному образова­нию неизбежно влекут за собой столь же серьезные изменения на дошкольной образовательной ступени. Эти изменения порождаются сменой приоритетных целей образования, их обусловленностью про­блемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода. Результатом совершенствования образования на до­школьной ступени являются обновление образовательных программ, активная раз­работка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных программ, разработка концептуальных во­просов развития дошкольного образо­вания.

Ребенку старшего дошкольного воз­раста необходимо всегда видеть и пони­мать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической дея­тельности. Применяя освоенные представ­ления и способы действий в различных видах деятельности, ребенок сможет само­утвердиться и самореализоваться как лич­ность.

Современная дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных по­зициях, рассматривая ребенка как объект обучения, воспитания и развития и считая главной целью дошкольного образования подготовку к школе, причем только в плане формирования предметных знаний, уме­ний и навыков. Важно, чтобы содержание дошкольного образования охватывало как привычные для   ребенка  области  дей­ствительности, так и новые, далекие от привычных, вызывающие живой интерес именно своей необычностью. Образова­тельный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая  рациональный и эмоционально-чувственный опыт. Задача педагога — помочь ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядных средств и образов, эталонов, символов, моделей. Расширение и развитие субъект­ного опыта ребенка происходит благодаря введению в него новых средств и спосо­бов познания и  преобразования  мира. В дошкольном возрасте дети могут осво­ить такие средства познания, как эта­лоны, модели, речь. Способы познания, которые ребенок осваивает в дошколь­ном возрасте, — это наблюдение, обследо­вание предметов, экспериментирование, моделирование, а также способы логиче­ского познания (анализ, синтез, обобще­ние, сравнение, классификация и т.д.). Общими средствами и способами пре­образования считают постановку цели, выбор средств ее достижения, планирова­ние их применения, реализацию намеченного, контроль, оценку результатов и их коррекцию.

Овладение этими средствами и спосо­бами познания поможет ребенку научиться добывать информацию об окружающем мире (эту сферу условно можно назвать словом «могу»). Однако для гармоничного развития личности ребенка необходимо пробуждать у него и желание учиться, по­знавать мир (сфера «хочу»). Это возможно только при условии, если и содержание, и процесс образования будут эмоционально привлекательными для детей, будут вызы­вать их яркие позитивные эмоции.

Современное образование, кроме того, должно обеспечить условия для комфорт­ного вхождения каждого ребенка из до­школьного детства в мир учения. Это, в свою очередь, требует создания целостной системы образования ребенка старшего дошкольного возраста.

Информация может быть представлена в различной форме: визуальной (наглядно-образной, в том числе графической), аудиальной (зву­ковой), вербальной (словесной, текстовой) и т.д. Доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения. Именно нагляд­но-образная форма представления инфор­мации позволяет одномоментно или после­довательно продемонстрировать разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способство­вать лучшему и более скорому пониманию. С древнейших времен и до наших дней графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Графическая форма пред­ставления информации — язык графики в силу своей универсальности понятны инженерам, архитекторам, художникам, конструкторам независимо от их националь­ности и языка, на котором они говорят. Около 60-70% всей информации человек получает в графической форме. Поэтому так важно предусмотреть формирование у ребенка знаний о методах графического предъявления и восприятия информации, их освоение обеспечит условия и возмож­ность ориентации личности в окружающем мире.

Почему же так важно развивать графи­ческие умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возник­нуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе? Известно, что пространственные представления являются основой, на кото­рой развиваются многие высшие психи­ческие функции. Доказано, что неадекват­ность пространственных представлений приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, оценке рас­стояния, решении конструктивных задач, но и понимании разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструк­ций языка. Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии простран­ственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространствен­ных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16% труд­ностей при обучении чтению. Чтобы ребе­нок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в про­странстве, владеть основными простран­ственными представлениями и понятиями, освоить основные графические умения. Исследования показали, что, если простран­ственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень развития его графической деятельности. Так, при кон­струировании ребенку трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму; различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить   их   конфигурацию.   Ребенок может писать некоторые буквы в зеркаль­ном отображении, при письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что ска­зывается на качестве и скорости письма.

Среди проблем, затрудняющих успеш­ное обучение в школе при слабом развитии образного мышления и несформированности графических навыков, исследователи выделяют следующие:

— малая (для своего возраста) база кон­кретно-предметных образов и понятий затрудняет восприятие материала по литературе и естествознанию;

— несформированность представлений о плоскости, рельефе и объеме, симмет­рии и асимметрии затрудняет понима­ние многих законов живой и неживой природы;

— отсутствие способности к переработке и трансформации одного вида информа­ции в другой (графической в вербаль­ную и наоборот) приводит к проблемам работы со знаковыми системами;

— нечеткая ориентация на листе (вверх — вниз, вправо — влево, центр — края, диагональное направление), неумение компоновать элементы   композиции на листе ведут к непониманию зако­номерностей   компоновки  текста   на листе;

— отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа сви­детельствуют о слабой гибкости мысли­тельных процессов;

— неразвитые способности к конструи­рованию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построе­ния букв из элементов, трудности вос­приятия состава слова, предложения, текста в целом, композиции литератур­ных произведений;

— слабое ощущение вертикальности и горизонтальности ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв;

— неразвитое чувство масштабности при­водит к разнице размера букв при письме, к неумению варьировать раз­мер   шрифта,  создавать   шрифтовую композицию с выделением  главного в тексте;

— регуляция нажима на пишущий инстру­мент зависит от мышечного тонуса кисти руки. Слишком зажатая рука или рас­слабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.

Кроме того, как отмечают физиологи, у ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мел­кие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Несовершенна нервная регуляция движений, чем во мно­гом объясняются недостаточные точность и быстрота движений, трудность заверше­ния их по сигналу.

При выполнении движений основной контроль в этом возрасте осуществляется зрительно, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисо­вывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго парал­лельных линий, трудно на глаз опреде­лить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать боль­шие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке.