ИКТ в ДОУ: особенности познавательного развития старших дошкольников
24 Янв 2014, Автор: admin
В развитии современной системы образования на всех его уровнях можно выделить определенные тенденции, обусловленные процессами, происходящими в обществе. При этом глобальные изменения в подходах к школьному образованию неизбежно влекут за собой столь же серьезные изменения на дошкольной образовательной ступени. Эти изменения порождаются сменой приоритетных целей образования, их обусловленностью проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода. Результатом совершенствования образования на дошкольной ступени являются обновление образовательных программ, активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных программ, разработка концептуальных вопросов развития дошкольного образования.
Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. Применяя освоенные представления и способы действий в различных видах деятельности, ребенок сможет самоутвердиться и самореализоваться как личность.
Современная дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных позициях, рассматривая ребенка как объект обучения, воспитания и развития и считая главной целью дошкольного образования подготовку к школе, причем только в плане формирования предметных знаний, умений и навыков. Важно, чтобы содержание дошкольного образования охватывало как привычные для ребенка области действительности, так и новые, далекие от привычных, вызывающие живой интерес именно своей необычностью. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально-чувственный опыт. Задача педагога — помочь ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядных средств и образов, эталонов, символов, моделей. Расширение и развитие субъектного опыта ребенка происходит благодаря введению в него новых средств и способов познания и преобразования мира. В дошкольном возрасте дети могут освоить такие средства познания, как эталоны, модели, речь. Способы познания, которые ребенок осваивает в дошкольном возрасте, — это наблюдение, обследование предметов, экспериментирование, моделирование, а также способы логического познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и т.д.). Общими средствами и способами преобразования считают постановку цели, выбор средств ее достижения, планирование их применения, реализацию намеченного, контроль, оценку результатов и их коррекцию.
Овладение этими средствами и способами познания поможет ребенку научиться добывать информацию об окружающем мире (эту сферу условно можно назвать словом «могу»). Однако для гармоничного развития личности ребенка необходимо пробуждать у него и желание учиться, познавать мир (сфера «хочу»). Это возможно только при условии, если и содержание, и процесс образования будут эмоционально привлекательными для детей, будут вызывать их яркие позитивные эмоции.
Современное образование, кроме того, должно обеспечить условия для комфортного вхождения каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Это, в свою очередь, требует создания целостной системы образования ребенка старшего дошкольного возраста.
Информация может быть представлена в различной форме: визуальной (наглядно-образной, в том числе графической), аудиальной (звуковой), вербальной (словесной, текстовой) и т.д. Доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения. Именно наглядно-образная форма представления информации позволяет одномоментно или последовательно продемонстрировать разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способствовать лучшему и более скорому пониманию. С древнейших времен и до наших дней графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Графическая форма представления информации — язык графики в силу своей универсальности понятны инженерам, архитекторам, художникам, конструкторам независимо от их национальности и языка, на котором они говорят. Около 60-70% всей информации человек получает в графической форме. Поэтому так важно предусмотреть формирование у ребенка знаний о методах графического предъявления и восприятия информации, их освоение обеспечит условия и возможность ориентации личности в окружающем мире.
Почему же так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе? Известно, что пространственные представления являются основой, на которой развиваются многие высшие психические функции. Доказано, что неадекватность пространственных представлений приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, оценке расстояния, решении конструктивных задач, но и понимании разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка. Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными представлениями и понятиями, освоить основные графические умения. Исследования показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень развития его графической деятельности. Так, при конструировании ребенку трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму; различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию. Ребенок может писать некоторые буквы в зеркальном отображении, при письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма.
Среди проблем, затрудняющих успешное обучение в школе при слабом развитии образного мышления и несформированности графических навыков, исследователи выделяют следующие:
— малая (для своего возраста) база конкретно-предметных образов и понятий затрудняет восприятие материала по литературе и естествознанию;
— несформированность представлений о плоскости, рельефе и объеме, симметрии и асимметрии затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы;
— отсутствие способности к переработке и трансформации одного вида информации в другой (графической в вербальную и наоборот) приводит к проблемам работы со знаковыми системами;
— нечеткая ориентация на листе (вверх — вниз, вправо — влево, центр — края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе;
— отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа свидетельствуют о слабой гибкости мыслительных процессов;
— неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построения букв из элементов, трудности восприятия состава слова, предложения, текста в целом, композиции литературных произведений;
— слабое ощущение вертикальности и горизонтальности ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв;
— неразвитое чувство масштабности приводит к разнице размера букв при письме, к неумению варьировать размер шрифта, создавать шрифтовую композицию с выделением главного в тексте;
— регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки. Слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
Кроме того, как отмечают физиологи, у ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточные точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
При выполнении движений основной контроль в этом возрасте осуществляется зрительно, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке.