Направленность духовно-творческой самореализации одаренных дошкольников. Статья 5.
23 Сен 2012, Автор: adminОКОНЧАНИЕ. Начало — статья 1, статья 2, статья 3, статья 4.
В рефлексивной деятельности дошкольников мы определяли направленность самореализации: «кому и какова польза от того, что ты любишь делать?». 78% детей готовы творить для других — семейный круг и друзья, редко для всего мира, для всех людей. 12% дошкольников стараются, чтобы польза была и им самим, и их близким, например: «… я люблю и уборку делать, а это и мне чисто, и маму радует». 25,5% детей определили полезность самореализации только для себя.
Исходя из полученных данных анкетирования, обозначим ценностные аспекты самореализации современного дошкольника. Ребенок 6-7 лет стремится к самовыражению, он способен к анализу собственных продуктов духовно-творческой деятельности, умеет обосновывать свои замыслы, способен проектировать созидательную творческую деятельность, чтобы сделать мир лучше. Стремится к признанию в коллективе, семье и безусловной любви. Ребенок предшкольного возраста желает принятие родными и значимыми близкими продуктов собственной духовно-творческой деятельности и готов к самореализации, отражая в деятельности и продуктах творчества духовно-нравственные качества личности: сопереживание, доброту, коллективизм, патриотизм, любовь и бережное отношение к природе, любовь к членам семьи, дружелюбие, ответственность за свои поступки. Таким образом, мы определяем типологию ценностных ориентации самореализации дошкольников в социуме:
— активная жизнедеятельность, игровая деятельность, духовно-творческая деятельность;
— здоровье;
— переживание прекрасного;
— любовь к окружающим и близким людям, наличие хороших и верных друзей;
— общественное признание как любовь, хорошее отношение со стороны окружающих;
— уверенность в себе как свобода от внутренних противоречий и сомнений;
— удовольствия как приятное проведение времени — удовольствия и развлечения, которые ребенок может сам себе создать;
— познание как возможность расширения кругозора, интеллекта и общей культуры.
Исходя из ценностных потребностей детей дошкольного возраста, сформулируем цель духовно-творческой самореализации одаренного дошкольника — это развитие способности к самостоятельному созданию жизне-творческого поля для духовно-творческого саморазвития и самореализации, направленность на рефлексию нравственных критериев в творческом процессе при создании духовно-творческого продукта. В контексте данного исследования духовно-творческую самореализацию личности мы понимаем как процесс реализации личностью в социокультурном пространстве своих способностей, в результате чего средствами творческой деятельности личность изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности.