Направленность духовно-творческой самореализации одаренных дошкольников. Статья 5.

23 Сен 2012, Автор: admin

ОКОНЧАНИЕ. Начало — статья 1, статья 2, статья 3, статья 4.

В рефлексивной деятельности дошкольников мы определяли направ­ленность самореализации: «кому и какова польза от того, что ты любишь делать?». 78% детей готовы творить для других — семейный круг и дру­зья, редко для всего мира, для всех людей. 12% дошкольников стараются, чтобы польза была и им самим, и их близким, например: «… я люблю и уборку делать, а это и мне чисто, и маму радует». 25,5% детей определили полезность самореализации только для себя.

Исходя из полученных данных анкетирования, обозначим ценност­ные аспекты самореализации современного дошкольника. Ребенок 6-7 лет стремится к самовыражению, он способен к анализу собственных продук­тов духовно-творческой деятельности, умеет обосновывать свои замыс­лы, способен проектировать созидательную творческую деятельность, чтобы сделать мир лучше. Стремится к признанию в коллективе, семье и безусловной любви. Ребенок предшкольного возраста желает принятие родными и значимыми близкими продуктов собственной духовно-твор­ческой деятельности и готов к самореализации, отражая в деятельности и продуктах творчества духовно-нравственные качества личности: сопере­живание, доброту, коллективизм, патриотизм, любовь и бережное отно­шение к природе, любовь к членам семьи, дружелюбие, ответственность за свои поступки. Таким образом, мы определяем типологию ценностных ориентации самореализации дошкольников в социуме:

—   активная жизнедеятельность, игровая деятельность, духовно-твор­ческая деятельность;

—   здоровье;

—   переживание прекрасного;

—   любовь к окружающим и близким людям, наличие хороших и вер­ных друзей;

—   общественное признание как любовь, хорошее отношение со сто­роны окружающих;

—   уверенность в себе как свобода от внутренних противоречий и сомнений;

—   удовольствия как приятное проведение времени — удовольствия и развлечения, которые ребенок может сам себе создать;

—   познание как возможность расширения кругозора, интеллекта и общей культуры.

Исходя из ценностных потребностей детей дошкольного возраста, сформулируем цель духовно-творческой самореализации одаренного дошкольника — это развитие способности к самостоятельному созданию жизне-творческого поля для духовно-творческого саморазвития и самореализа­ции, направленность на рефлексию нравственных критериев в творчес­ком процессе при создании духовно-творческого продукта. В контексте данного исследования духовно-творческую самореализацию личности мы понимаем как процесс реализации личностью в социокультурном про­странстве своих способностей, в результате чего средствами творческой деятельности личность изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности.