Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет

02 Сен 2018, Автор: admin

Актуальность. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Практическая значимость.  Для закрепления и уточнения знаний по изобразительному искусству, нетрадиционному рисованию  сделаны игры руками детей, которые используются в образовательной, индивидуальной и подгрупповой деятельности.

Инновационная направленность. Игры,сделанные своими руками, положительно располагают к себе. Имеют эмоциональное, благоприятное отношение к художественной деятельности

Степень распространения. Разработка дидактических игр была представлена на   мастер-классе для родителей  «Дидактические игры – своими руками»,  на открытое мероприятие приглашались воспитатели других групп, для поиска  новых форм работы с детьми.

«Составь узор»

Цель: развитие цветовидения.

Детям предлагается самостоятельно собрать узор из предложенных элементов для зимы, весны, осени или лета. Элементами узора могут быть как геометрические фигуры разного цвета, так и вырезанные предметные картинки – грибы, цветы, ягоды, листья, снежинки, фрукты и т.д.

«Назови и подбери цвета времен года»

 Цель: развитие цветовидения.

Предлагается 4 не цветные карты  с разными временами года и карточки разных оттенков цветов. Дети подбирают краски осени, зимы, весны и лета в соответствии с палитрой  времен года.

«Разложи картины по жанрам живописи»

Цель:  закрепить знание жанров живописи – портрет, пейзаж, натюрморт.

Небольшие картинки или открытки с разными картинами художников дети раскладывают  по жанрам – портрет, натюрморт, пейзаж.

«Разложи картины по видам пейзажной  живописи»

Цель: закрепить знание видов пейзажной  живописи.

Небольшие картинки или открытки с разными видами пейзажной живописи дети раскладывают  по видам – природный, деревенский, городской , морской, горный, космический.

«Составь пейзаж»

Цель: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Ход игры: в конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж.

«Разложи картины по временам года»

Цель: закрепить знания о  пейзажной  живописи .

Небольшие картинки или открытки с разными видами пейзажной живописи дети раскладывают  по временам года – зимний пейзаж, весенний пейзаж, осенний пейзаж, летний пейзаж.

«Составь пейзаж или натюрморт»

Цель:  закрепить знание жанров живописи.

Предлагается много предметных карточек: деревья  в разное время года, кусты,  цветы, фрукты, овощи, посуда, ручей. Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования жанров живописи.

«Подбери по цвету»

Цель: Развитие сенсорного восприятия.

Ход игры:

Ребёнку предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.

«Перспектива»

Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, о переднем и заднем плане картины.
Дается  картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие). Детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.

«Реставратор»


Цель: собрать картину из разрезанных частей, учить детей рассматривать

детали картины.
Материал: репродукции картин и эти же картины, разрезанные на части.
Детям предлагается побыть реставраторами, т.е. собрать картину из разрезанных частей по образцу (или без него).

«Составь пейзаж»

Цель: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Ход игры: в конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж.

«Радуга»

Цель: закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.

Ход игры: дети делятся на группы за количеством цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе — радуга, а каждый отдельно — капелька воды. Играет резвая музыка дождя — капельки бегают и играют. Музыка изменяется — выходит солнышко — полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь, цвет за цветом, в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.

«Волшебные рисунки»

Цель: Закрепить умение называть и различать техники нетрадиционного рисования.

Ход игры:

Вариант 1. «Кто больше?» Для игры нужны маленькие карточки. Ведущий перемешивает их и, показывая играющим по одной, спрашивает: «В какой технике рисования выполнен этот рисунок?». Тот, кто первым правильно назовёт, получает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

Вариант 2. «Кто быстрее?» Ведущий раздаёт играющим по одной таблице, а маленькие карточки перемешивает и кладёт стопкой рисунком вниз. Затем открывает верхнюю карточку и называет, в какой технике изображён рисунок. Игрок, которому нужен этот рисунок, берёт карточку и закрывает сектор на таблице. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою таблицу.

Вариант 3. «Лото по памяти» Ведущий раздаёт игрокам по одной таблице, а карточки раскладывает на середине стола картинками вверх так, чтобы все картинки были видны. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем все карточки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка, то забирают её себе. Если нет, кладут обратно рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою таблицу, выигрывает.