Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

27 Дек 2014, Автор: admin

Исследователи отмечают, что занятия изобразительной деятельностью, кроме выполнения образовательных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, способствует развитию мышления, восприятия, памяти, а также эмоциональной сферы.

Так, в статье З.А. Магомеддибировой, Т.В. Юсупхаджаевой изобразительная деятельность рассматривается как средство развития эмоционально-ценностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Авторы отмечают, что в развитии эмоционально-ценностных отношений детей 6-7 лет определяющим моментом является изучение процессов достижения результатов изобразительной деятельности не только при конкретной работе над изображением, а также в использовании разнообразных художественных материалов. Создание художественного образа, призванного воздействовать на эмоционально-ценностные отношения является результатом процессов мышления и воображения.

В изобразительной деятельности детей проявляются характерные черты создаваемого художественного образа, которые обнаруживаются в его оригинальности, в выборе необычной точки зрения на изображаемый объект, в передаче движения, в выразительности отображения сюжетных связей, яркостей цветового решения и т.д. Специфика мышления как высшей формы познавательной деятельности выявляется в основных его операциях: сравнении, анализе, обобщении, абстракции и конкретизации. В изобразительной деятельности эти операции совершаются еще на чувственной ступени познания. Своей высшей формы они достигают на ступени логического мышления, формирование которого продолжается в течение всей жизни человека, а закладывается в дошкольном детстве.

Представления в процессе формирования художественного образа являются важным звеном перехода от рациональных действий мышления к эмоциональным действиям воображения. Благодаря красоте окружающего мира и искусства у него появляется интерес к познанию окружающего, а значит, происходит и эмоциональное развитие.

Исследуя проблему развития эмоционально-ценностных отношений в историческом аспекте, авторы выявили, что почти во все времена (вплоть до девятнадцатого века) она была тесно связана с формированием практических навыков овладения искусством. А значит, необходимым условием развития эмоционально-ценностных отношений является постепенное обучение навыкам владения средствами искусства.

Как известно, период дошкольного детства является наиболее сензитивным с точки зрения педагогов и психологов для развития у 6-7-летнего ребенка эстетического отношения к окружающему, так как для этого возраста характерна эмоциональность, яркость, свежесть восприятия окружающего мира. Авторы считают, что это достигается разными средствами, в том числе и средствами изобразительной деятельности. Если в процессе изобразительной деятельности будет сформировано эмоционально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного состояния. Подытоживая свое исследование, авторы говорят о том, что изобразительная деятельность развивает эмоционально-ценностные отношения, в частности эмоциональную отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства – одна из важнейших способностей. Она связана, с развитием эмоциональной отзывчивости в целом и с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку.

Как один из факторов развития творчества и всестороннего развития личности ребенка изобразительная деятельность рассматривается в статье Л.Ю. Беляевой. Автор обращает внимание, что система современного дошкольного образования все больше обращается к всестороннему развитию личности ребенка, к развитию его творческих способностей.

По мнению автора, изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации.

Л.Ю. Беляева отмечает, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста занимают активную деятельностную позицию, они готовы к спонтанным решениям, любопытны, постоянно задают вопросы взрослым, способны к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, имеют стойкую мотивацию к достижениям, имеют развитое воображение, настойчивость. Поэтому ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Говоря о педагогическом сопровождении изобразительной деятельности, Л.Ю. Беляева подчеркивает необходимость поддерживать малыша в любых начинаниях на занятиях рисованием. Нужно обязательно хвалить малыша за творческие работы. Автор рекомендует даже повесить/выставить некоторые работы на видное место – тогда ребенок поймет, что его творчество ценят. А еще хорошо бы завести папку и бережно хранить лучшие рисунки, демонстрируя картины другим членам семьи, друзьям, знакомым, хвастаясь вашим юным художником.

Анализируя практику дошкольного образования, Л.Ю. Беляева пришла к выводу, что наибольший эффект при обучении детей изобразительной деятельности достигается на занятиях в группе, где педагоги используют современные методы, приемы, новейшие технологии. Дети на таких занятиях могут заметить интересные детали в других работах, научится новым способам изображения различных предметов и объектов, поделиться своими знаниями и умениями и перенять чужой опыт. Это подталкивает ребенка изучать творчество известных творцов и перенимать их опыт для своих произведений. Также, по мнению автора, важно ходить с детьми на разнообразные художественные выставки и показывать работы, как известных мастеров, так и начинающих художников, важно интересоваться мнением ребенка об уведенных произведениях, вместе обсуждать и делиться впечатлениями.

Согласно исследованиям А.В. Таскиной, М.А. Андросова, А.И. Храповой, обучение изобразительной деятельности также развивает познавательный интерес и эстетический потенциал личности. Изобразительная деятельность помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает детям в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человека в искусстве и в жизни.

По творческим работам ребенка можно проанализировать его психологическое и эмоциональное состояние. Можно легко определить какое у него сегодня настроение по цвету рисунка, узнать, что тревожит его, рад ли он наступившему дню. Проанализировав психологические исследования, авторы пришли к выводу, что изобразительная деятельность необходима ребенку для того, чтобы понять, кто он, какой он и что происходит вокруг него, также помогает справляться с эмоциями, делает ребенка свободней и счастливей. Занятия изобразительной деятельностью способны разбудить в ребенке творческое воображение и фантазию, художественный вкус и чувство гармонии. Несмотря на то, что изобразительная деятельность кажется простым занятием, она включает в себя много наук, таких как математика (можно научить ребенка считать карандаши или количество цветов, количество нарисованных линий или предметов), геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.), биология (рисование животных и птиц) и т.д. Другими словами она помогает ребенку познать окружающий мир. Во время обучения изобразительной деятельности ребенок активно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Она учит ребенка организованности и самостоятельности. От умения организовать рабочее пространство, умения аккуратно пользоваться разнообразными художественными материалами зависит и конечный результат работы ребенка.

И.Н. Смирнова видит ценность изобразительной деятельности в ее возможностях для речевого развития детей дошкольного возраста.

Автор подчеркивает, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Как и всякий психический процесс, восприятие рассматривается в развитии. Поэтому свойства детского восприятия непрерывно изменяются в процессе роста и развития ребенка.

В период дошкольного детства восприятие делается управляемым, подчиняется сознательным целям. И.Н. Смирнова указывает на необходимость воспитывать у детей активные формы восприятия. Для этого надо организовать как внешнюю, так и мыслительную деятельность ребенка. Под активной формой восприятия подразумевается процесс «ощупывания» предмета глазами, его рассматривание, которое обеспечивает полноту восприятия. У него должна возникнуть потребность в рассматривании, он должен понимать, зачем надо рассматривать, что надо замечать. Восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определенном взаимодействии с ее компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций. Иначе говоря, во время рисования перед детьми возникают специальные задачи. Одна из них – определение формы предмета, поскольку этот признак при узнавании, анализе, сравнении имеет решающее значение. Помимо формы в процессе восприятия выделяются и другие свойства предмета, такие как величина, строение, цвет. Они имеют существенное значение для изображения. В результате совершенного, всеохватывающего восприятия образуются четкие и полные представления об объекте.

В статье автор обосновывает свои предположения о влиянии восприятия на качество описательных рассказов и рисунков детей-дошкольников и о том, что одной из причин затруднений составления рассказов и изображения в рисунке предметов является отсутствие рациональных приемов зрительного и тактильного анализа, плана обследования и обобщения полученных сведений в речи.

В статье В.В. Тверитиной раскрывается роль изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Наблюдения за детьми дошкольного возраста в повседневной жизни, проведенные автором, показали, что дети не всегда адекватно выражают свои эмоции (удивление или радость, злость или страх, грусть или стыд), а также не всегда умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в умении общаться и установлении доброжелательных взаимоотношений. В.В. Тверитина связывает это с тем, что различные гаджеты играют ведущую роль в жизни многих современных детей и это пагубно сказывается на развитии их эмоциональной сферы.

Автор отмечает, что эмоциональную сферу ребенка необходимо развивать, для чего нужно целенаправленно включать его в разные виды деятельности: игру, наблюдение, в том числе и в изобразительные виды деятельности. Автор приводит следующий пример: В рисовании дети передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. При применении различных техник рисования возникает мотив достижения успеха, интерес к разным формам занятий. Появляется способность понимать свое внутреннее состояние, а так же представления о способах выражения собственных переживаний. Правильно организованная работа может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Положительное переживание воодушевляют ребенка в его творческих поисках и начинаниях.

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, используются различные способы рисования: элементы арт-терапевтических упражнений (изобразительная, сказка), игротерапия. В статье автор показывает как с помощью комплекса заданий помочь ребенку почувствовать форму, цвет, пространство и перенести это все на бумагу, как смешивать краски и сочетать полученные цвета, при этом конечный результат не так важен, как сам процесс знакомства с красками. Происходит процесс познания, эмоционального переживания и со-переживания. Не стоит запрещать ребенку пробовать все самому, потому что в результате развивается его фантазия.

Изобразительная деятельность способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры. По словам автора, есть большая разница между тем, как ребенок рисует графическими материалами (карандаши, фломастеры или мел), и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует форма, сюжет, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов. В человеке заложено природой различать большое многообразие оттенков, и если не пользоваться этим даром, то он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в богатстве и многообразии оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная группа. Например, помидор – красного цвета, но он может быть и бордовым, и алым, и розовым или даже фиолетовым, если на него падает холодный цвет. Зеленое яблоко, освещенное лампой, не будет просто зеленым. Оно приобретет теплый оттенок. Психологический уровень цветовосприятия связан со способностью человека связывать различные эмоциональные состояния с различными цветовыми сочетаниями и выражать свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Изменение цвета по светлоте способно передать легкость, или тяжесть предмета. Изменение по цветовому тону способно передать тепло или холод. Изменение цвета по насыщенности сделает изображение, наполненное энергией или наоборот, чувством подавленности.